Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Кармен" Ж.Бизе в "Геликон-опере", реж. Д.Бертман, дир. В.Понькин

И не чаял уже воочию увидеть геликоновскую "Кармен", о которой Бертман вспоминает при каждом удобном случае - несколько сезонов спектакль не шел и я подумал, что больше и не пойдет. А тут даже новую солистку ввели на заглавную партию - я, правда, предпочел отправиться не на ввод, а на "основной" состав, с Ларисой Костюк и Татьяной Куинджи, хотя, как обычно, интересовала меня не столько музыкальная составляющая, сколько театральная.

Поселить Кармен сотоварищи на помойку и превратить ее в проститутку - ход, наверное, не революционный и по стандартам 1996 года, но важно, как эту идею довести до ума, куда в итоге вывернуть. По Бертману выходит так: Кармен живет в мире тотальной проституции, где продается все - начиная с самих девушек легкого поведения (но это их профессия) и заканчивая полицией. А потому между миром бандитов и шлюх с одной стороны и "стражами порядка" с другой особого конфликта нет, разухабистая уличная шпана (хористы выряжены в майки, у многих дреды или панковские гребни, хористки - в колготках и мини-юбках, сама Кармен - тоже в кожаной юбке и прочей проститутской "униформе") и люди в погонах находят общий язык, пока в их относительную идиллию не вмешивается Хозе с его нешуточными страстями.

Наверное, невозможна "Кармен" менее романтичная, чем у Бертмана - не только в обывательском, но и в искусствоведческом понимании "романтизма": мир спектакля не разломан на две половинки, в нем нет непреодолимых противоречий между социальными группами или между полами, все совокупляются со всеми, все делятся деньгами, все более-менее удобно и привычно. Все продаются, и незадорого, хотя каждый пытается по возможности набить себе цену. И никто никого не любит по-настоящему. Никого на самом деле не любит и Кармен, она использует того, кто ей в данную минуту нужен, необходим, выгоден. Эскамильо в такой версии тоже больше похож на представителя криминального мира - только не на бандита с большой дороге, а на пригламуренного мафиозо. Ремендандо с дружком, наоборот - совсем уж отморозки, морды - во, да еще в банданах пиратских. А тут - Хозе со своей любовью. Хозе и Микаэла, чистые души, явно были предназначены друг другу (в финале Микаэла, скорее комичная, нежели трогательная в своей простоте, присутствует при убийстве и при аресте) - да вышло иначе.

Все действие происходит среди красно-кирпичных стен, на которых персонажи мелом пишут всякие непристойности, а Хозе рисует имя Кармен. Справа - раздолбанный автомобильный кузов, мятый, проржавевший и без колес - там за тряпичной завесой Кармен принимает "посетителей", шины используются в качестве предметов меблировки, а сама машинка временами "оживает" и в кульминационных эпизодах начинает сиять фарами на полную мощность. Слева - грязный мусорный бак, где тоже обычно совокупляются воры с проститутками, но там же можно и трупы прятать. Цветок, который Кармен дарит Хозе в первом акте - не роза и не ветка акации, как в недавнем спектакле Паунтни в Большом (кстати, в чем-то очень похожем по задумке на бертмановский вплоть до автомобиля-развалюхи в правой части сцены, только совсем уж запоздалом эстетически, избыточном по всевозможным необязательным примочкам и в целом бесвкусном), а желтенький, простенький, полевой букетик, что-то вроде одуванчика. Во втором акте Кармен пытается удержать Хозе при себе с помощью подобия "приват-танца", и без всяких кастаньет (они звучат в оркестре - но не в руках героини), зато с раздеванием (впрочем, весьма умеренным, да и имитация орального секса в самом начале представления по ходу исполнения увертюры выглядит более чем условно).

Вопреки тенденциям последних лет восстанавливать в "Кармен" купированные диалоги, в давнем спектакле Бертмана нет не только разговорных диалогов, но и речитативов, мало того, нет и детского хора. В первом акте соответствующий номер передан хору женскому, за детей поют все те же проститутки, и в контексте общей режиссерской концепции это звучит вполне уместно. А в начале четвертого мой любимейший музыкальный номер оперы попросту отсутствует - и это уже обидно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments