Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Гнездо жаворонка" реж. П. и В.Тавиани

Пока "Культура" стремительно и позорно деградирует, стабильно отсталая "Столица" вследа за более продвинутыми "дециметрами" усиливает кинопоказ. Во всяком случае, "Гнездо жаворонка", кажется, впервые появилось в эфире именно на "Столице", хотя до этого оно одним экраном и совершенно бесславно прошло в прокате. Впрочем, предыдущие фильмы братьев Тавиане в прокат вообще не выходили, включая и "Воскресение", получившее шесть лет назад гран-при ММКФ. Но "Воскресение" было добротной, малопримечательной и довольно куцей экранизацией романа Толстого, а "Гнездо жаворонка" - историко-приключенческая мелодрама на вечно "горячую", а сегодня особенно актуальную тему геноцида армян в Турции. Картина по эстетике совсем не похожа на фильмы, которыми Тавиани прославились в свои лучшие времена - причем эти фильмы я никогда не любил, они претенциозные, нудные и в сущности довольно пустые, а уж те из них, которые еще и по сценарию Тонино Гуэрры сделаны (как и все фильмы по его сценариям, независимо от режиссера), мне просто поперек горла. А вот "Гнездо жаворонка" меня растрогало непритязательностью формы и отсутствием у авторов страха показаться ангажированными.

Гнездо Жаворонка - название родового поместья богатой семьи турецких армян. Один из братьев еще подростком ушел из дома и стал уважаемым гражданином Италии, живет в Венеции, но узнав о смерти старика-отца, намерен поехать в Турцию, которую считает своей родиной. Тем временем на этой "родине" турки отрезают его брату голову, убивают всех мужчин независимо от возраста, а женщин и девочек депортируют, отправляя в конечном счете тоже на верную смерть. Брат из Венеции после вступления Италии в войну выехать не может, но переправляет деньги, на которые служанка, ставшая подругой семьи, турок-нищий и его "братство" вместе с испанским консулом помогают спастить троим детям, один из которых - переодетый в девочку мальчик.

Про геноцид армян фильмов снято ведь немало, в основном, естественно, этническими армянами различных западных стран, а среди этих фильмов есть, безусловно, более художественно изощренные, как, например, канадская картина Атома Эгояна "Арарат" с Шарлем Азнавуром в главной роли. "Гнездо жаворонка" на подобном фоне может показаться бессовестной спекуляцией на чужих страданиях - художественных открытий картина не предлагает никаких, зато на жалость бьет самым непристойным образом. Одна из девушек влюбляется в турецкого солдата, и когда ребенок, при побеге уронивший яблоко, начинает кричать, она вынуждена остаться, чтобы отвлечь внимание конвоя - беглецов перед смертью пытают, и влюбленный солдат сам убивает девушку. Младенца-мальчика убивает его же собственная мать - иначе это сделают турки. Турецкий генерал, сочувствующий армянам, убивает доктора, спасшего когда-то ему жизнь, чтобы избавить от страданий - турки-убийцы отрезали врачу гениталии. Насколько те или иные факты, показанные в фильме, достоверны - вопрос отдельный и скорее идеологический, чем исторический - я не сомневаюсь, что в действительности все было еще страшнее. В плане же чисто художественном, понятно, все эти приемы свидетельствуют не в пользу режиссерского дуэта, при том что эпических масштабов "Пианиста" Поланского, который мог бы отчасти их оправдать, "Гнездо жаворонка" тоже не достигает, это история про геноцид народа, но история частная, семейная и, при всем прочем, довольно плоская, в большей степени авантюрная, нежели философская. Плюс ко всему в международном проекте занята интербригада кинозвезд второго эшелона, даже внешне мало похожих что на армян, что на турок: Пас Вега, Анхела Молина, Мориц Блябтрой (последний играет как раз чувствительного турецкого конвоира Юсуфа). Однако же оставить равнодушным "Гнездо жаворонка" может разве что деревяшку. Ну и напомнить лишний раз, чем неизбежно заканчивается попытка мирного сосуществования фундаментально враждебных мировоззрений и их представителей, тоже полезно, пускай сами братья Тавиани и пребывают в иллюзии, что люди деляется не на представителей разных мировоззрений, а просто на плохих и хороших, что бывают плохие люди, но не бывает "плохих" убеждений или "плохих" верований - в фильме, кстати, среди огромного числа персонажей не нашлось ни одного "плохого" армянина, так что иллюзия эта даже на ее носителей имеет весьма ограниченное, одностороннее воздействие.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments