Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Итальянка в Алжире" Дж.Россини в БЗК, РНО, дир. Альберто Дзедда

Судя по тому, что в зале можно было наблюдать как тех, кого обязательно ожидаешь встретить на такого рода мероприятиях, так и тех, кого я там не видывал отродясь, событие было из разряда "нельзя пропустить", хотя я как раз чуть было и не пропустил, переклинило меня в самый последний момент, в связи с чем я не только создал себе и, что еще хуже, другим массу дополнительных ненужных проблем, но еще и перенервничал, что, конечно, сказалось на впечатлении от вечера в целом. Решающим фактором для меня стал, как ни странно, ни дирижер и не оркестр даже, тем более не солисты, а композитор - Россини один из самых моих любимых классиков - и название - никогда раньше целиком "Итальянку в Алжире" не слышал.

Музыка - восторг, дирижер - великолепен. Дзедда - старичок-коротышка, ему за 80, но подпрыгивал он так, что у нас в первом ряду дрожали кресла (ужасно, что пришлось сесть прямо перед сценой, но совсем далеко и высоко забираться не хотелось, а других мест поблизости я не нашел). Дело, конечно, не в том, как он прыгал и махал, а в том, что оркестр звучал практически безупречно, несмотря на очень "живенькие" тепмы, и что совсем уж замечательно, быстрый темп не сказывался на слаженности и аккуратности исполнения. Правда, чисто оркестровых эпизодов, не считая хорошо известной и совершенно замечательной увертюры, в опере раз-два и все, а вот солисты уровню оркестра и тем более музыкального материала соответствовали не всегда.
Я уже почитал отзывы в блогах - как-то уж совсем скептически оценивают пение Маргариты Мамсировой, хотя, по-моему, партию Изабеллы она вытянула не так уж плохо, пожалуй, без блеска, но нормально. Мне, если уж на то пошло, меньше других понравился тенор Колин Ли - пиано ему давались отлично, зато когда он форсировал звук, его резкий, необаятельный тембр просто "шибал" по ушам, особенно в 1-м действии. Второстепенные женские партии вышли ровненько, а из мужских я бы выделел баритона Роберто ди Кандиа. Исполнитель, певший Мустафу-бея, похоже, был простужен и не в лучшей форме, хотя голос от природы у него, видимо, хороший.

То, что артисты не допели, они пытались доигрывать, и это мне меньше всего пришлось по душе. В музыке Россини, как ни у одного другого композитора, заложено столько юмора, столько театральной игры, что достаточно просто спеть как положено, и ничего изображать не надо, а тут дело не ограничилось простенькими мизансценами - в ход пошли какие-то дополнительные эффекты, в том числе пластические, нехитрая бутафория (бутылка, вязаная шапочка - в посвящении Мустафы-бея в "паппатачи"), не говоря уже о "кричащей" мимике - по-моему, для Россини это излишне, избыточно, во всяком случае, было бы при должном вокальном качестве.

Впрочем, в целом все равно это было более чем неплохо. Кстати, сюжет "Итальянки в Алжире", при всей условности антуража и водевильном характере интриги (алжирский бей хочет жениться на захваченной корсарами итальянки, но той удается не только избежать нежеланного брака, но и вызволить из плена своего давнего возлюбленного) в основе своей имеет конфликт цивилизаций, пусть и решенный в опере-буффа на уровне авантюрно-комедийном. Если сегодня ставить "Итальянку в Алжире" без переосмысления либретто - может получиться остро-сатирический и даже скандальный спектакль. Но в концертном исполнении это лишь в полном смысле "упоительный", как сказал поэт, Россини, с феерическим септетом в конце 1 акта и уморительным терцетом, посвященным "паппатачи", во 2-м: бею вешают лапшу на уши, будто собираются посвятить его в некий особый сан, подобно тому, как героя Мольера посвящают в "маммамуши".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments