Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Филёр" реж. Роман Балаян, 1987

Учитель Воробьев подал в отставку в знак протеста против увольнения по политическим мотивам двух своих коллег и остался без работы - попал под надзор, в связи с чем не может получить даже место писаря при госпитале, а у него жена, ребенок и задолженность по квартплате. Некий добродушный усатый полковник требует всего-то пойти на "сотрудничество", но учитель долго отказывается, однако деньги ему нужны. Потому в сомнениях и тягостных раздумьях он бродит по городу, испытывая страшные душевные, но отчасти также и физические муки - специалисты требуют принять что-нибудь сосудорасширяющее. Пока наконец впотьмах он не принимает случайного встречного за того, которого разыскивает улыбчивый полковник. Но полковник не промах, и не дает Воробьеву понять, что тот ошибся, напротив, выплачивает ему вознаграждение. Так независимый интеллигент Воробьев становится осведомителем. Расчет, что хотя бы жена и ребенок смогут на полученные деньги отдохнуть у моря, тоже, видимо, не оправдан, поскольку все описанные события разворачиваются в декабре 1916 года. Интеллигента Воробьева у Балаяна, как обычно, играет Олег Янковский, полковника жандармерии - Александр Вокач и, по-моему, это самая крупная его роль в кино, второстепенных персонажей - Збруев, Абдулов, Остроумова и т.д. Никогда раньше не видел этого фильма и показывают его не в пример реже прочих балаяновских, но благодаря ему, наконец, для меня восстанавливается промежуточное звено эволюции балаяновского образа интеллигента между "Полетами во сне и наяву" и "Райскими птицами". Сам Балаян, конечно, вряд ли признал бы такое понимание его кино, но если "Полеты..." благодаря своеобразной поэзии еще можно принять как апологию рефлексирующего персонажа, а откровенно идиотические "Райские птицы" вообще трудно рассматривать всерьез, до того они смехотворны, то снятый на заре перестройки (еще иносказание, но уже недвусмысленная проекция на современность, в "Райских птицах" иносказания не будет, и выйдет из этого полная художественная катастрофа) и малоизвестный "Филёр" в контексте всего балаяновского творчества лишний раз напоминает: рожденный ползать летать не может.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments