Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Елена Яковлева в "На ночь глядя"

на вопрос об идеальном режиссере назвала сначала Галину Волчек, а затем, слегка подумав, Римаса Туминаса, и, развивая тему, заметила, что смотрела "Дядю Ваню" с наслаждением, а затем подтвердила, что по-хорошему завидовала занятым в этом спектакле коллегам. А я как раз на "Маскараде" в антракте вспоминал свое первое соприкосновение с творчеством Туминаса - и это был спектакль "Играем... Шиллера!" по "Марии Стюарт" в "Современнике" и думал: хорошо бы его пересмотреть, благо постановка пока еще идет на сцене.

Если выпущенное сравнительно недавно "Горе от ума" я видел трижды, то "Шиллера" не пересматривал с тех пор, как попал на него лет, кажется, десять или двенадцать лет назад. Вспоминается, мне, правда, не столько Яковлева, сколько Неелова - перед глазами стоит ее Елизавета, подписывающая смертный приговор Марии: руками королевы водят подпорки-костыли, и сама она в этот момент походит на куклу, выполняющую не свою, чужую волю - то ли окружающих интриганов, то ли, скорее всего, высшей силы, судьбы (возможно, я уже сейчас что-то придумываю под впечатлением от "Маскарада").

Мне только непонятно, как можно в одном ряду упоминать Туминаса и Волчек. По мне так и Туминас, при всем моем восхищении - величина не абсолютная, а уж Волчек... Не зря же рассказывают анекдот о том, что режиссер-женщина - это нонсенс: "А Врагова?"-"Разве Врагова - режиссер?"-"А Волчек?"-"Разве Волчек - женщина?" И хотя, во-первых, в оригинале героинями этого анекдота были, если не ошибаюсь, Кнебель и Бирман, а во-вторых, Волчек в еще меньшей степени режиссер, чем женщина, факт остается фактом: немногие удачные спектакли "Современника" на моей памяти были поставлены исключительно "варягами": помимо Туминаса - Чусовой ("Мамапапасынсобака", "Гроза"), Серебренниковым ("Голая пионерка"), допустим, Пускепалисом ("Бог резни" - удача весьма относительная, но в сравнении с "Зайцем. Love story" Волчек сойдет за шедевр). Не слишком, на мой взгляд, выдающиеся, но, во всяком случае, заслуживающие внимания работы - тоже ("Полет черной ласточки" Агеева, "Шинель" Фокина). Однако Яковлева, не считая спектаклей самой Волчек, была занята только в "Грозе" (и Кабаниха, я считаю, лучшая ее театральная роль) и до этого в "Играем... Шиллера". Я не беру опыты вроде "Бесов" Вайды, ничем не лучше спектаклей Волчек, где она в роли Марфы Лебядкиной сыграла очередное "мурлин мурло" и в которых, кажется, больше не работает. И ладно бы она вовсе не попробовала настоящей, неординарной режиссуры - но как, попробовав, возможно и дальше, никуда не двигаясь, существовать в амплуа, заданном двадцать лет назад, в другое время, а главное, в совсем ином эстетическом контексте, да еще подхалтуривая ради заработка в телепроектах и в еще более, чем любой сериал, непристойных киношках?!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments