Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Что за путь!" реж. Дж.Ли Томпсон, 1964

Уморительная, но тонкая и непафосная сатира на левацкие клише - как идеологические, так и эстетические. Луиза (Ширли Маклейн) - девчонка из бедной провинциальной семьи, которую хочет взять в жены "хозяин города", она же предпочитает полунищего лавочника, цитирующего слова Торо о "простой жизни" Но оскорбленный отвергнутым буржуа, бедолага начинает работать с таким усердием, что становится миллионером и умирает от перенапряжения. Расстроенная Луиза едет развеяться в Париж, встречает там бедного художника-авангардиста (его играет Пол Ньюмен), живущего в мансарде и на пару с обезьяной Фридой малюющего беспредментые композиции, но благодаря подсказанной ей находке - машина рисует абстракциии, следуя мелодиям классических музыкальных произведений - муж богатеет и в результате гибнет, растерзанный своими же механизмами, а состояние Луизы удваивается. В отчаянии она решает вернуться в Америку, и в аэропорту знакомится с магнатом. После свадьбы тот позволяет себе забросить бизнес, но оказывается, что пока он не занимался делами, его состояние утроилось. Тогда Луиза уговаривает мужа вернуться на ферму, как он мечтал с детства, и зажить наконец вожделенной "простой жизнью" - в первый же день, насосавшись пива и попытавшись подоить быка вместо коровы, магнат гибнет, и оставляет вдове уже полторы сотни миллионов. Луиза дает зарок не выходить больше замуж, забредает в кафе и встречает там нелепого артиста-любителя, дает ему совет выступить без дурацкого грима и тот имеет такой успех, что вскоре превращается в звезду Бродвея и Голливуда. Всякий раз надежды героини обмануты, едва мужчина идет в гору, женщина остается одна, а на мечтах о "простой", без излишеств жизни приходится ставить крест.

Героиня Маклейн - занятный гибрид двух чеховских типажей, "попрыгуньи" и "душечки", она привязана к своим мужчинам и готова отдать им всю себя, но вместо этого оказывается в роле не "дарительницы", но "получательницы", да еще и губит своих спутников с такой последовательностью, что сама себя начинает считать себя ведьмой. Впрочем, Маклейн никогда, насколько мне известно, не играла ни чеховских героинь, ни вообще чего-либо подобного, однако и в романтических комедиях, и в мюзиклах никогда не повторяла себя, в этом смысле она актриса для Голливуда своего времени уникальная, у нее не было единого узнаваемого образа, она каждый раз перевоплощалась заново, подобно разве что Элизабет Тейлор (только Тейлор еще и играла героинь Шекспира, Уильямса, Олби...). "Что за путь!" - кино при всей внешней легкомысленности непростое не только по сути, но и по форме. Воспоминания Луизы о периоде жизни с каждым из мужей решены в той или иной киностилистике: с лавочником - как эксцентрическая комедия немого кино, с художником - как французская романтическая драма в духе Марселя Карне, с магнатом - как гламурная голливудская мелодрама с "крутым бюджетом", с артистом - как мюзикл. А в результате на приеме у врача она сталкивается со своим первым женихом, отвергнутым хозяином города, который обеднел настолько, что работает теперь уборщиком. Луизе только того и надо - она выходит за него, живет вожделенной "простой жизнью", пока на их участке не пробивается фонтан нефти - "к счастью", лишь из прорванной трубы. Не напрямую, а "от противного", в "Что за путь" очень наглядно демонстрируется, что сколь бы необаятельным, отталкивающим и просто скучным не казался бы капитализм, ничего более удобного для нормальной человеческой, а не выдуманной поэтами мифической "простой" жизни (сроди "обычному стиральному порошку"), люди пока не изобрели.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments