Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Евгений Онегин" П.Чайковского в "Геликон-опере", реж. Д.Бертман

Забавно, что все три постановки "Евгения Онегина", вышедшие позже "геликоновской", я давно уже посмотрел: в Большом

http://users.livejournal.com/_arlekin_/685003.html?nc=7

в Музыкальном имени Станиславского и Немировича-Данченко

http://users.livejournal.com/_arlekin_/873024.html?nc=1

и в Центре Вишневской

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2009/02/12/

тогда как выпущенную, кажется, еще раньше версию Арцибашева в "Новой опере" так до сих пор и не удосужился. И в "Геликон" дошел вот только что - правда, "Онегин" у них и идет редко, небольшая серия представлений не чаще чем раз в сезон.

По "геликоновским" стандартам "Евгений Онегин" - постановка не просто традиционная, а прямо-таки консервативно-академическая, во всяком случае, куда менее радикальная, чем в Большом и в Музыкальном - а впрочем, учитывая, что за "преступление" сотворили с литературным первоисточником братья Чайковские, любого режиссерского радикализма для них мало. Из эффектных деталей, придуманных Бертманом, в глаза бросается только инвалидное кресло Гремина в предпоследней картине - но и это, во-первых, находит частичное оправдание в либретто ("муж в сраженьях изувечен" - обычно он, конечно, изувечен не до такой степени, что совсем ходить не может, но Бертман не любит полумер и полутонов, он привык во всем идти до конца, и уж если изувечит героя - то до полной инвалидности), а во-вторых, значительно углубляет драматизм судьбы Татьяны (одно дело - быть замужем за нелюбимым, другое, если этот нелюбимый, даже будучи приличным человеком, еще и несостоятелен как мужчина).

В целом же Бертман, хотя и работает, разумеется, прежде всего с музыкой, все-таки ненавязчиво напоминает о литературоцентричной, метатекстуальной природе первоисточника, о чем либреттист и композитор в свое время забыли начисто. В спектакле не только Татьяна пишет письмо. Ленский свою арию тоже сочиняет как черновик стихотворения - царапает карандашом на бумажке, зачеркивает, снова пишет, рвет (в оригинале у Пушкина этот текст ведь - именно стихотворение, причем пародирующее штампы романтической поэзии, это только Чайковский по недомыслию наполнил его подлинным лиризмом); в последней же сцене Онегин не просто переиначивает строки из письма Татьяны (еще одно проявление "халатности" либреттиста - Пушкин строит текст письма на клише сентиментальной романистики конца 18-начала 19 века, столь любимой провинциальной барышней, вкусы же Онегина были, несомненно, совсем иными, а в опере он говорит теми же словами, что и Татьяна до замужества), но и возвращает ей его подлинник, она же рвет на клочки свое давнее послание и оставляет героя собирать бумажные обрывки. Оформление сцены напоминает картинную галерею, а точнее, как своего рода "иконостас" фамильных портретов, увитых ветвями садовых растений, и в финале лицо Татьяны оказывается в одной из пустых рамок, героиня также "превращается" в портрет. Онегин же всякий раз ожидает своего выхода в кресле-качалке, развернутом к стене портретов, спиной к зрителям.

Банки с вареньем становятся лейтмотивом спектакля, и как это часто случается с Бертманом, уцепившись за понравившийся образ, он проводит его излишне навязчиво. С вареньем уже в первой сцене возятся все домашние, потом на балу нянька угощает вареньем гостей, включая Трике, и в финале, при последнем объяснении, Татьяна пытается "подсластить" Онегину горечь отказа опять-таки домашним вареньем. Кроме этого, бардак и попойка, которую устраивают ввалившиеся к барыне крестьяне в первой картине, тоже могут вызывать сомнения относительно их уместности. Но тем не менее общее режиссерское и художественное решение спектакля "Геликон-оперы", пожалуй, из всех нынешних московских "Онегиных", мне, пожалуй, ближе всего, и не только "литературностью" замысла (у Тителя в Стасике по сцене и вовсе бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив - но от некоторых других находок режиссера просто волосы дыбом встают). При некоторых излишествах этот "Онегин" все-таки - наиболее стильный спектакль Бертмана из тех, что мне доводилось видеть.

Музыкальное качество меня всегда интересует во вторую очередь, но здесь оно не отталкивает, несмотря на грубоватое звучание оркестра под управлением Понькина (хотя, наверное, в нынешнем помещении "Геликона" как не играй...), средний вокал исполнителя заглавной партии Павла Быкова и ну оч-чень странную Ольгу-Александру Ковалевич - партия явно была не по голосу исполнительнице, и вытягивая низкие ноты, она строила такие плотоядные гримасы, будто младшую Ларину с детства откармливали сырым мясом. Впрочем, возможно, это тоже часть режиссерского решения - в одном из эпизодов первой картины Ольга вот-вот готова вцепиться в сестру, так что даже мать пугается за нее. Но все обходится мирно - Ольга, как и все в доме Лариных, предпочитает вегетарианский десерт - варенье. Ленский-Николай Дорожкин в в том составе, который я смотрел, кстати - добряк-увалень, и вероятно, с такой дебелой Ольгой они могли составить бы счастливую пару, когда б не случайность. Михаилу Гужову-Гремину особенно играть ничего не приходится - с инвалидного кресла он так и не поднимается (литературная аллюзия получается уже не на Ричардсона, а на Лоуренса какого-нибудь), но арию свою спел артист превосходно. Нянька-Ольга Резаева при несовершенном вокале через небольшую партию при помощи выстроенного режиссером рисунка роли раскрывает целую судьбу своего, казалось бы, третьестепенного персонажа. А Татьяна-Елизавета Агеева меня просто покорила. Она совершенно естественно выглядит "девочкой-девочкой" в начале, оттого такое неожиданное преображение в последних сценах, способное удивить не только героя в соответствии с сюжетом, но и зрителя. Но что совсем уж удивительно, при редких для оперной певицы драматических способностях артистка еще и поет чисто, ровно, не в ущерб вокалу, но через него создавая полноценный сценический образ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments