Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Рождение" реж. Джонатан Глейзер, 2004

После десяти лет безутешного вдовства Анна наконец-то решается снова выйти замуж. Но на ее день рождения заявляется живущий по соседству 10-летний мальчик и уверяет, что на самом деле он - Шон, покойный муж Анны. Мальчика действительно зовут Шон, но что совсем уж удивительно, он в курсе таких подробностей супружеской жизни Анны, что той ничего не остается, как поверить в возвращение умершего в новом обличье.

В картине есть эпизоды, способные поставить в тупик кого угодно - совершенно непонятно, как относится к сценам, скажем, где мальчик снимает трусы и залезает в ванну к взрослой женщине, где незадачливый жених пытается поколотить ребенка-конкурента, где взрослая женщина готова лечь с 10-летним "мужем" в постель... Они выглядят вроде бы нелепо - но при это сыграно на сто процентов психологически достоверно.

Для Николь Кидман роль Анны - удача примерно того же масштаба, что и "Широко закрытые глаза", при несопоставимом, разумеется, художественном уровне фильмов в целом. У меня в голове не укладывается, почему такой фильм с суперзвездой в главной роли не выпустили в прокат и, по-моему, даже не включали в фестивальные программы. Но как бы это ни было странно, намного больше сюрпризов предлагает сама картина. Несмотря на то, что маленького Шона играет Камерон Брайт, "демонический" ребенок с большим киностажем и опытом "темных ангелов", "других" и прочих воплощений нечистой силы в невинном теле, "Рождение" - не мистический триллер. Но и не комедия, позволяющая списать фантастическое допущение на жанровую условность. Невероятное возрождение умершего мужа в ребенке получает вполне рациональное объяснение: у покойного Шона была любовница, она писала ему письма, а тот вернул их, она хотела отдать их вдове, в последний момент передумала, письма попали в руки соседскому мальчику, он их прочитал и воспользовался полученными сведениями - пришел на праздник к Анне и на ее вопрос "что ты хочешь?" ответил: "тебя, ты моя жена".

Фильм остался бы занятной нелепицей, если бы у обоих главных героев не было мотивов поступить так, а не иначе, и если бы эти мотивы не оказались бы столь убедительны. Шон влюблен в свою взрослую соседку - и это толкает его на мистификацию. Однако фантом никогда не реализовался бы, если бы и Анна не продолжала любить мужа. Строго говоря, еще неизвестно, что менее правдоподобно: возвращение покойника в теле ребенка-тезки или мистификация, организованная и блестяще осуществленная в одиночку десятилетним ребенкам, на которую купились несколько десятков взрослых людей. Да "Рождение" и не стремится к "правде", как ее понимают скудоумные интеллигенты. И тем не менее у меня внутри все переворачивается от этой истории двух людей: истории 10-летнего мальчика, влюбленного в живущую по соседству вдову, и вдовы, не способной забыть умершего мужа, хоть тот и не был ей верен. Мне эта история кажется правдивой от начала до конца.

Мальчик сознается в обмане, возвращается в школу, посещает психолога. Анна просит прощения у жениха, которого бросила ради фальшивого призрака, потому что хочет "жить нормальной жизнью и быть счастливой", тот прощает и женится на ней, но маленький Шон был прав - это ошибка, точнее, что еще хуже, самообман. Кидман в последней сцене героини с новым мужем на пляже (с покойным Шоном Анна познакомилась именно на пляже) пронзительно играет осознание своей ошибки и невозможность ее исправить, так как последний шанс упущен. Но любовь не проходит, нет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments