Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Война окончена" реж. Ален Рене, 1966

Хотел лечь спать пораньше, потому что договорился о достаточно раннем по моим меркам (11.00) телефонном интервью. Но этот фильм Рене я раньше не видел, а 5-й канал поставил его без десяти четыре утра. Не самый близкий мне тип кинематографа, зато проблематика - как раз та, что меня волнует, несмотря на срок давности. В основе фильма - сценарий Хорхе Семпруна, раскаявшегося в заблуждениях испанского коммуниста. Его герой, которого играет Ив Монтан (я обожаю его песни, в свое время удосужился переписать с библиотечной пластинки на кассету концерт Монтана в московском КЗЧ и часто его слушаю, но как актер он мне не очень нравится, а здесь он просто покоряет сложностью созданного образа) - тоже испанец-беженец и тоже коммунист-нелегал, курсирующий по партийным делам между Францией, а также всей прочей Европой, и родной Испанией. Однако на дворе - 1965 год, франкистская Испания - процветающая туристская страна, забывшая былые распри. Но потерпевшие поражение "революционеры" продолжают жить идеалами 30-х. Действие происходит накануне первомайской забастовки, которую они задумали, хотя сами понимают - кроме кучки оппозиционеров, к тому же проживающих по большей части за пределами Испании, эта забастовка никому не нужна, в особенности "пролетариату", за который они так радеют.

Семпрун на этой стадии еще не готов посмеяться над былыми мечтами, он лишь констатирует свою растерянность перед меняющейся на глазах ситуацией. С одной стороны - не приносящая никаких плодов деятельность революционеров старшего поколения. С другой - молодые террористы, вообще не имеющие отношения к Испании что республиканской, что франкистской, но желающие устроить революцию ради революции, почитающие Ленина и убежденные, что если разрушить туристический бизнес взрывами (в руках у героя оказывается изготовленная ими бомба, и как с ней поступить - еще один вопрос его нравственного выбора), то режим рухнет под напором "давно сложившейся революционной ситуации". Герой, отдавший всего себя служению другим, вдруг понимает, что другим он не нужен, а собственную личность теряет, в том числе и имя - для одних он Карлос, для других - Диего. В сатирическом свете поданы внутрипартийные разборки - со ссылками на классиков марксизма-ленинизма персонажи упрекают друг друга в оппортунизме, волюнтаризме, ревизионизме... С необычайной тонкостью, свойственной именно кинопоэтике Рене, в сюжет встроена романтическая линия, кульминацией которой становится весьма откровенная по тогдашним меркам эротическая сцена с участием Ива Монтана и Ингрид Тулин. Формулировка "война окончена" по сути означает "война проиграна", но признание поражения для героя и жизненно необходимо (за ним следят, на границе его должны арестовать), и невозможно, ведь иначе все было напрасно (и потому он отправляется по очередному поручению с поддельным паспортом в Испанию, и хотя любимая женщина пытается его спасти, фильм обрывается на этой попытке, неизвестно чем завершившейся).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments