Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Воины света" реж. братья Спириг

Собирался на фильм в понедельник, потом подумал - а на фига мне еще один второсортный опус про вампиров, мало их сейчас, что ли? И не поехал. Потом только глянул в анонсы - аннотации не читал, но когда увидел, что в списке занятых актеров - Итан Хоук, Уиллем Дефо, Сэм Нил... - делать было нечего. Сэма Нила, положим, можно много где посмотреть, да и хрен бы сним, а Уиллема Дефо и подавно слишком много, чуть ли не в каждом втором фильме снимается, но Хоук - один из самых необычных актеров в современном англоязычном кино. И в общем-то, он моих ожиданий не обманул, хотя что касается фильма в целом - впечатления неоднозначные.

Герой Итана Хоука - вампир-гематолог Эд, работающий в компании по производству человеческой крови и пытающийся изобрести кровезаменитель, потому что популяция людей стремительно вымирает, их осталось к моменту действия - 2019 - не более 5 процентов от населения планеты: за десять лет до того разразилась эпидемия "вампиризма", разносчиками которой поначалу стали кровососущие рукокрылые, но многие люди "обратились" сознательно. В том числе и брат главного героя, Фрэнки - до того он был неудачником, а едва стал вампиром, и дела пошли на лад, теперь он служит в армии и занимается в основном охотой на оставшихся человеков. Брата же он "обратил" обманом, и с тех пор тот рефлексирует по этому поводу не переставая, отказывается пить человеческую кровь, пробавляясь на худой конец свиной и пытаясь изо всех сил создать синтетический суррогат, а в идеале - средство, способное излечить от вампиризма. Добровольно "обратился" и владелец "кровяной фабрики" (Сэм Нил), тогда как его смертельно больная саркомой дочь предпочла остаться человеком и перешла на нелегальное положение. Гематолог же до того испереживался, что однажды столкнулся на дороге с автомобилем, где ехали герои человеческого сопротивления, они вошли с ним в контакт, он доверился им и стал их верным союзником. Тем более, что их лидер (Уиллем Дефо) оказался бывшим вампиром, в результате солнечного ожога вернувший себе нормальное сердцебиение и отбивший охоту к кровопийству. Все эти частные кровавые драмы разворачиваются на фоне глобального кровяного кризиса - вампиры, недовольные снижением норм потребления крови на "душу", бунтуют, а многие от недостатка питания слетают с катушек, начинат сосать собственную кровь и кушать других вампиров, в связи с чем мутируют, лишаются рассудка, у них отрастают перепончатые крылья - бррр... Впрочем, имеются и забавные детали, к примеру, персонажи-вампиры потребляют кровь, совсем как люди - алкоголь или прохладительные напитки, разливая из бутылок по бокалам или добавляя по капле в кофе.

"Воины света" - не комедия и не пародия, но так даже интереснее, потому что при всех нелепостях сюжета (к примеру, дочь буржуя-кровососа умирала от рака, но выздоровела), явно излишних наворотах (босс заставляет Фрэнки насильно обратить его блудную дочь, та в отместку добровольно мутирует и ее вместе с другими "деградантами" уничтожают, выгоняя на открытое солнце), не говоря уже о почти анекдотической развязке (кровь "исцеленного" вампира оказывается лекарством против вампиризма, и вампир, укусивший "исцелившегося", становится снова человеком; правда, его тут же разрывают на части окружающие "деграданты", тоже выздоравливают, их разрывают другие и т.д., пока все либо не сдохнут, либо не поправятся), в основе лежит весьма свежая идея.

Вампир - образ, бытование которого в культуре столь разнообразно, что порождают уже специальные исследования на эту тему:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1009662.html?nc=8

Но независимо от того, понимается ли в каждом конкретном случае вампиризм как дар либо как проклятие, реализуется ли это в жанре хоррора или же эстетско-декадентской мелодрамы, в центре внимания всегда оказываются переживания героя по поводу обращения либо не-обращения, собственного или кого-то из близких. И на моей памяти никогда - наоборот. Вампир всегда рефлексирует, часто не рад своей особенности, но, кажется, еще не было случая, чтобы у него появлялась практическая возможность от нее избавиться и вернуться после "вампирического" периода к изначальной, человеческой сущности. В "Воинах света" именно это и происходит, причем тоже не без рефлексии. И тут талант Итана Хоука приходится как нельзя кстати - что в качестве вампира, что в возвращенном человеческом облике он изображает такое страдание, какого не увидеть и у Марлона Брандо в "Последнем танго в Париже". Временами просто хочется его утешить: мол, не все так страшно, еще не конец света. Однако "фишка" фильма еще и в том, что вокруг героя действительно происходит практически "конец света" - тотальный коллапс вамп-экономики. А такая публицистическая актуализация вечной темы фильму, у которого и без того масса недостатков, на пользу точно не идет. Вампиры традиционно всегда считались неуязвимыми для внешних воздействий, бессмертными, опасность для них представляли лишь внутренние сомнения, неуверенность в себе, предательство самых близких - в этом всегда была "соль" сюжетов, связанных с тематикой вампиризма. А в "Воинах света" всю цивилизацию вампиров изводит под корень экономический кризис - может, это тоже по-своему свежо, но как-то уж очень мелко.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments