Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Гамбит", реж. Роналд Ним, 1966

Во времена моего детства чрезвычайной популярностью пользовался фильм "Как украсть миллион" с Одри Хепберн и Питером О'Тулом, вышедший в том же 1966-м году. "Гамбит" вроде бы произведение самостоятельное и даже имеет в основе некий литературный текст (правда, имя автора - Сидни Кэролл - ни о чем мне не говорит), да и парочка Майкл Кейн-Ширли МакЛейн мало походит на О'Тула с Хепберн, но сюжетное сходство бросается в глаза: грабители-дилетанты пытаются похитить хорошо охраняемую скульптуру, причем подделку, цель у них почти такая же (только в "Как украсть миллион" фальшивку изготовил отец главной героини, и она хочет отвести от него подозрения, а в "Гамбите" показательное ограбление служит рекламной акцией для последующей продажи подделок) и даже техническое препятствие, которое им приходится преодолевать, абсолютно одинаковое: система оповещения, специальные лучи которое реагируют сигналом на прониковение посторонних предметов в "запретную" зону. Разница в том, что сама по себе интрига в "Как украсть миллион" довольно простая: отец - жулик, дочь старается его спасти и привлекает к своему плану грабителя, который на самом деле - эксперт, разоблачающий таких вот жуликов, но в процессе вынашивания совместных преступных замыслов они умудряются полюбить друг друга. В "Гамбите" все почти то же самое, вплоть до романтического поворота сюжета, однако фабула намного более сложная, и потому более нескладная, никакой заведомой, жанром криминальной комедии обусловленной надуманностью сюжета не оправданная. Грабитель, который на самом деле идет на дело в первый раз, подкупает танцовщицу из гонконгского ресторана, чтобы она сыграла роль точной копии покойной жены некоего восточного богача, и тем самым открыла доступ в его апартаменты, а дальше выкрасть древнюю китайскую статую будет уже делом техники. Одно то, что китайская статуя, в свою очередь, также представляет собой точную копию покойной жены богача, весьма странно, но совсем уж удивительно, что богач за почти двадцать лет вдовства не посмотрел ни на одну женщину, так переживал разлуку с любимой (и эти сведения в фильме не опровергаются), а между тем интерес к ее точной копии в лице героине Ширли МакЛейн проявляет весьма относительный и больше спортивный, чем любовный - сходу раскусив самозванцев, он подыгрывает им забавы ради, и тем более удивительно, что умудряется проиграть. Но все-таки у "Гамбита" есть свое "двойное дно". Гарри, герой Майкла Кейна, выдает себя за английского аристократа, будучи происхождения самого пролетарского и проведя детство в доках; гонконгская танцовщица-полуазиатка Николь Чань (МакЛейн) - за его жену-леди; противника-богача, владельца китайской статуи, Гарри считает недоумком, свою партнершу - и подавно, а между тем миллионер-мусульманин европеизирован больше, чем жулик-англичанин, а дама оказывается и сообразительнее, и выносливее своего простоватого партнера. То есть герой-европеец, несмотря на видимость победы, проигрывает и в цивилизационном конфликте, и в гендерном. Какой же невинной забавой, должно быть, все это казалось сорок лет назад!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments