Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"А + Поллукс", реж. Люк Пажес, "Взмах крыльев мотылька", реж. Лоран Фирод, 2002

В ночном эфире 5-го канала пошла волна французского кино начала 00-х. Фильмы, конечно, не первый сорт, зато не самые засвеченные, во всяком случае, не помню, чтобы они в свое время выходили в кинопрокат. В "А + Поллукс" играют Гад Эльмалех и Сесиль де Франс, во "Взмахе крыльев мотылька" одну из ролей - Одри Тоту, к тому моменту еще не прогремевшая с "Амели". По степени отвращения, которые у меня способны вызывать актрисы, Одри Тоту и Сесиль де Франс прочно занимают второе и третье место соответственно, уступая первенство только Джулии Робертс, но в отличие от последней, у обеих, по крайней мере, случались отдельные любопытные работы.

Сесиль де Франс в "А + Поллукс" (на Кинопоиске указано и русскоязычное название - "Я иду тебя искать", но по ТВ фильм демонстрировался с оригинальным), по крайней мере, не раздражает своим сомнительным андрогинным шармом, да и Гад Эльмалех не такой приторный, как в последующих своих картинах. Сюжет, правда, странноватый - вроде бы простой, и в то же время невнятный, размытый какой-то: герой влюблен, но все время ему что-то мешает, причем чаще всего он просто напивается в решительный момент и просыпается наутро с какой-нибудь другой женщиной, а любимую ему приходится искать заново.

Во "Взмахе крыльев мотылька" сюжетная путаница - часть общего художественного замысла, как множество параллельных линий, как нелинейная хронология, как система лейтмотивов, заменяющая последовательное изложение событий. Безработный устраивается смотрителем в музей, но должность кажется ему скучной и никчемной; вор-араб вырывает сумку у женщины в метро; сотрудница фотосалона, оттирая птичью какашку, капнувшую на только что отпечатанный снимок, узнает на картинке своего возлюбленного, потерянного из виду пару лет назад... Символика заглавия прозрачна и напоминает всевозможные другие "эффекты бабочки": мол, от незначительной мелочи мир способен перевернуться. В данном случае символический взмах крыльев бабочки на деле заменяет птичья какашка, падающая на фотографию, но ироническое снижение метафоры, которое, казалось бы, здесь неизбежно, явно не предусматривается, во всяком случае, ничего особенно веселого в фильме нет и не предвидится, несмотря даже на мутноватый хеппи-энд, намечающийся ближе к концу: все дороги ведут многострадальных героев через автокатастрофы или другие происшествия с членовредительством в травмпункт, который и становится финальной точкой пересечения персональных сюжетов каждого. Одри Тоту играет депрессивную продавщицу кофеварок, которую увольняют за то, что слишком лениво догоняла безработного, укравшего товар, чтобы возместить бракованную покупку беспомощной пенсионерке. Безработный и внук пенсионерки - персонажи параллельных сюжетных линий, и кража кофеварки - еще одна, промежуточная, точка их пересечения, что в и без того чрезмерно усложненной сюжетно-композиционной структуре фильма совершенно излишне. Но если "А + Поллукс" хотя бы не претендует ни на что большее, чем молодежная мелодрама, то во "Взмахе крыльев мотылька" замах на философичность, а это уже отталкивает вдвойне.

На Кинопоиске в разделе читательских рецензий еще и указано, что в "Мотыльке" где-то посередине должна быть сцена с полностью обнаженным мужчиной - не указано, правда, с кем конкретно из героев, я бы, несомненно, предпочел музейного смотрителя, так или иначе, а в фильме я ее не обнаружил. Может, пропустил по невнимательности, но вряд ли, скорее всего, для телеверсии эпизод просто вырезали, хотя вроде бы 5-й канал, в отличие от некоторых других, в подобном пока замечен не был, да и кого могло бы что-то такое напугать в четвертом часу ночи - не представляю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments