Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Двенадцатая ночь" У.Шекспира в Мастерской Фоменко, реж. Е.Каменькович

Спектакль восстановили, чтобы сыграть один раз в день 20-летия премьеры и записать для ТВ. Естественно, я рвался на это мероприятие со всем возможным энтузиазмом, поскольку много о нем в свое время читал, но не видел, хотя теоретически мог - он шел потом в репертуаре Мастерской аж до 2003 года. Конечно, по хорошему, смотреть его следовало не в 2003-м, и даже не в 1997-м, когда произошло наиболее значительное обновление состава исполнителей, а также частично костюмов (в первоначальном, студенческом варианте использовались костюмы из подбора), а именно двадцать лет назад, ну, может, чуть позже. И обязательно в варианте, где Виолу и Себастьяна играли сестры Кутеповы. Насколько я знаю, Ксении предлагали принять участие в нынешнем восстановлении - она отказалась, в связи с чем пропала главная "фишка". Пропало и многое другое по мелочи, и дело даже не в том, что актеры за два десятка лет не помолодели, эстетика постановки утратила свежесть новизны и то, что когда-то должно было казаться открытием, сегодня тянет в лучшем случае на клише, сам спектакль в целом за прошедшее время выдохся и "осел", а то, что он последние годы не игрался вообще, тоже, разумеется, сказалось не самым положительным образом. Но ко всему, за исключением отсутствия Ксении Кутеповой (мне все-таки казалось, что коль скоро отмечается юбилей, то и состав должен быть самый первоначальный, а не образца 1997-го года, когда на роль Себастьяна ввелся Кирилл Пирогов), я был готов заранее и соответствующим образом настроился. Определенно не добавило мне позитива и то, что нормального места я себе не нашел и пришлось моститься на приступочке в партере - я там уже сидел на Иржи Килиане, но Килиан шел 50 минут, а не три часа; по обе стороны стояли камеры, и из раций постоянно раздавался голос режиссера телеверсии, дававшего указания операторам; а во втором действии рядом на приставном стуле оказалась тетка с младенцем, видимо, какая-то местная, иначе ее бы с сосунком просто не впустили, наверное, но так или иначе, а младенец, невзирая на соску, вопил, старухи по соседству лишь умилялись и пытались успокоить его и мамашу, у Веры Максимовой звонил в сумке мобильный, Павел Каплевич помогал его выключать - короче, все тридцать три удовольствия. Но опять же, все это, по большому мелочи, кроме, разве что, младенца - баб, полагающих, что можно притащить грудного младенца на Шекспира (хотя, наверное, грудному вообще по фигу, Шекспира для него играют или Маршака), следовало бы стерелизовать после первых же месячных, ну да это так, к слову.

Мне было интересно и, на самом деле, важно получить личное представление о том, в каком виде этот спектакль был задуман - а уж как он был в те незапамятные времена сыгран и как был принят, я достаточно читал. В конце концов, буквально накануне в той же 39-й аудитории ГИТИСа, где двадцать лет назад состоялась премьера "Двенадцатой ночи" Каменьковича, я смотрел спектакль "кудряшей", и могу себе представить, какой восторг испытывали те, что в видели "Двенадцатую ночь" в 1990-м. И надо сказать, женские роли даже в сегодняшнем варианте актрисам удались: Оливия (Галина Тюнина) прячет под воротом платья "тройной подбородок", на который, как будто оговариваясь, намекает Цезарио-Виола (Полина Кутепова), очень хороша Мадлен Джабраилова-Мэри. Из мужских, правда, мне понравились только Юрий Степанов-Эгьючик (по-настоящему смешной, в нелепом наряде и со столь же нелепыми манерами, в первом акте он пляшет шаманский танец с бубном, а уж во втором акте, где он появляется в шотландском килте - просто уморительный), Тагир Рахимов-Мальволио (могу только предположить, но по всей видимости, он четко держит рисунок, заданный изначально режиссером) и Иван Поповски-Валентин (но Поповски благодаря уже одной своей фактуре всегда выглядит эффектно - и в премьерной "Сказке Арденнского леса", и в "Двенадцатой ночи", в которой играет с 1990 года). Все остальные персонажи, особенно Орсино и сэр Тоби, вышли совсем невыразительными. И все-таки спектакль пусть не в конкретном воплощении, но в замысле, который отчасти пришлось реконструировать с помощью собственной фантазии, заслуживает внимания не только с "исторической" точки зрения. В нем много остроумно придуманных деталей. Все действие разворачивается на пустой площадке между черными ширмами, из-за которых то вода плещет, то шум раздается. А чего стоит один выход Мальволио с газетой "Культура" ("газета интеллигенции", как гласит ее официальный слоган) в руках на реплику "Вы что, ошалели?!"
Так что в рамках спец-показа, когда в зале много знакомых и просто известных лиц, действо производит, несмотря ни на что, впечатление в конечном счете положительное. Но я не могу отделаться от мысли, что если бы я не вот так, в формате особого театрального мероприятия, а по телевизору, наткнувшись на интересующее меня название в программе, посмотрел то же самое в записи - пожалуй, увиденное показалось бы мне откровенным неликвидом, или называйте как хотите. А ведь кто-то спустя годы и будет смотреть, не зная, как на самом деле играли на сцене Тюнина, Кутепова, Джабраилова... Как в случае с записями старых мхатовских спектаклей, которые тоже были сделаны по большей части спустя много лет после премьеры, когда актеры уже выросли из своих ролей, а постановки утратили художественную актуальность, и по этим записям совершенно невозможно поверить хвалебным рецензиям на те же спектакли, написанные по горячим следам премьеры. С другой стороны, я не рискнул бы утверждать, что легенда (а про "Двенадцатую ночь" Каменьковича вполне уместно сказать - "легендарный спектакль") должна уходить в прошлое безвозвратно, оставляя следы разве что в культурной мифологии, скорее, чисто теоретически придерживаюсь противоположного взгляда на проблему. Но вот на практике подобные попытки реанимации, мягко говоря, не всегда достигают нужного эффекта, а иногда - противоположного. Вопрос этот спорный и непраздный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments