Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Гоголь. Фантазии", РАТИ-ГИТИС, мастерская О.Л.Кудряшова, реж. Кирилл Вытоптов

Из уже имеющегося у новых "кудряшей" репертуара, обширного и разнообразного, я видел далеко не все, но в кои-то веки удалось оказаться в буквальном и переносном смысле в первых рядах. Пока не запускали в 39-ю аудиторию, слышал разговор в коридоре, будто бы изначально спектакль состоял из трех частей, но одну из них почему-то "задвинули". Не знаю, насколько достоверна эта информация, но жалко, потому что главный недостаток "Фантазий" по Гоголю - в том, что они слишком короткие, с антрактом - около полутора часов. Части очень разные и по стилистике, и по интонации, ну и, само собой, по материалу.

Первая - "Старосветские помещики". Афанасий Иванович-Рустам Ахмадеев и Пульхерия Ивановна-Инна Сухарецкая лежат на сцене, свесившись, пардон, задницами в открытый люк ("Афанасий Иванович стул просидел") - парадоксальным образом эти гоголевские помещики напомнили мне Винни и Вилли из "Счастливых дней" Беккета, ассоциация любопытная и продуктивная. А вокруг них суетится служанка Явдоха. Ее, а также стариковскую кошку и засиженный мухами портрет герцогини Лавальер играет Надежда Лумпова, которую я в очередьной раз едва узнал, так она перевоплощается в каждый новый образ, в Нелли из "Униженных и оскорбленных" демонстрируя глубину психологизма, а здесь, в "Старосветских помещиках" - эксцентрику, пластичность, самоиронию. Замечательная режиссерская находка - "кошка": нога актрисы, соответствующим образом "декорированная", с проволочками-"усиками" между пальцами, подсвеченными закрепленным на голени "глазком"-фонариком. В финале его свет гаснет последним, после того, как кошка-нога "ластится" к ноге Афанасия Ивановича. Имитация гусиного крика, правда, напомнила "Старосветских помещиков" Карбаускиса" восьмилетней давности, а фраза-лейтмотив "Не закусить ли нам", которую с ложкой в руке произносит Афанасий Иванович, недостаточно обыграна в целом.

"Записки сумасшедшего" - принципиально иного плана зрелище. Если "Старосветские помещики" - медленные по ритму, построенные на деталях, на нюансах, то "Записки..." - бурлеск, гротеск, клоунада. Да и сам Поприщин (Александр Алябьев) неожиданно оказывается персонажем чаплинского типа - эксцентричным и по-своему смешным даже в своей трогательной униженности. В спектакле много действия, движения, иногда кажется, что излишне много, хотя некоторые решения очень эффектны и требуют от исполнителя незаурядной физической подготовки - так, в какой-то момент от застывает над сценой, распластавшись по вертикальной стене, причем цепляясь руками и ногами за выступы без каких-либо дополнительных технических приспособлений! Едва ли не впервые так очевидно в инсценировке "Записок сумасшедшего" прослежен исток поприщинской мании на тему испанского трона - режиссеры обнаруживают их в любви героя к театру, к драмам плаща и шпаги, к испанским сценическим страстям, это интересно и в достаточной степени убедительно. Не всегда убедительны, правда, эскапады второстепенных персонажей, особенно Начальника (Макар Запорожский) и его дочери. Откровенный гротеск в виде пробегающего изваяния Пушкина тоже не всегда кажется уместным. Не совсем внятным мне показался финал с огромным зеркалом, в котором Поприщин обнаруживает своего двойника и это, видимо, окончательно подрывает в нем связь с реальностью. И брошенная в пустоту последняя фраза представления "Господа, давайте спасем Луну" - не самая, по-моему, внятная точка этого и без того достаточно сумбурного действа. Впрочем, подобные претензии имеют право на существование лишь постольку, поскольку я уже привык относиться к постановкам кудряшовского курса как к полноценным и самодостаточным художественным высказываниям, они и в этом качестве способны дать фору большинству премьер, выходящих в академических театрах с т.н. "профессиональными" актерами, в том числе всевозможными заслуженно-народными. Если же рассматривать этот и другие опусы "кудряшей" как ученические экзерсисы, а формально они именно таковыми и являются, то всякие слова излишни, за исключением восторгов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments