Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

каждый хочет иметь и невесту, и друга: "Шерлок Холмс" реж. Гай Ричи

Не помню у Конан Дойла сюжета о раскрытии мистического заговора, но вот киношный Холмс с оккультистами из высшей британской аристократии уже сражался - без малого двадцать лет назад показывали фильм, где Шерлок Холмс раскрывал масонский заговор, связанный с ритуальными убийствами, если не ошибаюсь, фильм назывался "Время убивать". Но то был проходной и никчемный образец "шерлокианы", а фильм Ричи, безусловно, большая удача - в своем, конечно, роде. Мне антипатичен сам Ричи, а его визуальная стилистика меня всегда раздражала, и тем не менее "Шерлок Холмс" мне понравился - а такого рода картины только и можно оценивать, что в категориях "понравилось-не понравилось". Понравился и Роберт Дауни-мл., хотя и он никогда в числе моих любимых актеров не значился, и Джуд Лоу, которого я, наоборот, люблю очень, но тут он совсем в ином свете предстает, нежели прежде. Ричи говорил о том, сколь близки могут быть двое гетеросексуальных мужчин, и что фильм он снимал в первую очередь об этом.

Редкий случай, когда результат полностью соответствует авторскому замыслу - "Шерлок Холмс" правильнее было бы назвать "Холмс и Ватсон", потому что в центре внимания - эти двое, и основной конфликт фильма, даже если анализировать его сюжетно-композиционную структуру с чисто формальной точки зрения - именно между ними, точнее, между желанием Ватсона начать новую жизнь отдельно от своего напарника и обзавестись семьей, и невозможностью это желание реализовать: тому сознательно и весьма активно, а порой просто нагло противодействует и сам Холмс, но и Ватсон со своей стороны мечется между невестой и другом. Забавно, что на протяжении всего фильма он собирается съезжать с квартиры и пакует вещи - история, рассказанная Ричи и состоящая из множества сюжетных поворотов, десятков действующих лиц и масштабных эпизодов драк, начинается с подготовки Ватсона к переездуи ею же заканчивается, а в промежутке Ватсон постоянно жалуется на друга, тот-де и грязнуля, и шумит, и собаку изводит экспериментами. Однако Ватсон так в результате и не избавляется от Холмса, остается вместе с ним в деле, ведь после того, как они победили лорда Блэквуда, им предстоят разборки с профессором Мориарти. Профессор в данном случае - персонаж практически внеэкранный, он появляется в нескольких эпизодах отдельными своими частями - рука с пистолетом, запачканный мелом пиджак, звучит его голос - но лица его не видно. По сюжету "Шерлока Холмса" Мориарти - конкурент лорда Блэквуда и его цель - завладеть механизмом, способном передавать на сигнал на расстоянии, он угрозами заставляет работать на себя единственную женщину, к которой Холмс неравнодушен, знаменитую преступницу - в целом удачная, но не самая выдающаяся роль Рэйчел МакАдамс. Женщинам в этом фильме вообще нет места, история почти на сто процентов мужская, и даже невеста Ватсона, вокруг которой так или иначе вертится основной конфликт, выглядит нарочито нелепо, какая-то необаятельная старообразная девица, уже, как выясняется, повидавшая виды - жила в колониях, была помолвлена, потом то ли бросила жениха, то ли он умер, в общем, темная лошадка.

При всем том детективная интрига - случай для такого рода кино тоже нечастый - не фиктивная, она работает на развитие повествование, расследование ведется не для того, чтобы лишний раз напомнить публике об относительности добра и зла в мире, но для того, чтобы обезвредить и наказать преступника. Причем, что совсем уж удивительно, в отличие, к примеру, от "Девятых врат" Полански или от "Сонной лощины" Бертона, фиктивной оказывается именно мистическая линия. Лорд Блэквуд (блестящий, как всегда, Марк Стронг) - отнюдь не темный маг, он всего лишь умелый жулик, манипулирующий высокопоставленными мракобесами с помощью хитроумных, но все же имеющих рациональное объяснение трюков. Жертвоприношение, восстание из мертвых, заклинание темных сил - все это морок, а на деле преступник всего лишь убивает девушек, чтобы нагнать страха на общество, имитирует свою смерть и заранее разламывает могильный камень, и, наконец, закладывает под здание парламента механизм, распыляющий ядовитый газ, а своим сторонникам дает противоядие. Что еще любопытно - на стороне обскурантистов отчасти выступает в фильме Ватсон, приводящий в качестве довода собственные воспоминания о чудесных событиях, свидетелем которых он был в колониях, тогда как Холмс твердо стоит на позициях рационализма, подобно Икабоду Крейну из "Сонной лощины" Бертона, только ему удается на них устоять до конца.

Благодаря же появлению Мориарти можно попытаться задним числом вписать события "Шерлока Холмса" Ричи в хронологию аутентичной, конандойловской "шерлокианы": выходит, что заговор лорда Блэквуда случился где-то на ранних этапах сотрудничества и содружества Холмса и Ватсона, да, у них уже есть определенный совместный опыт, но все самое главное - еще впереди. Это до некоторой степени важно для понимания специфики фильма постольку, поскольку уже здесь, на таком раннем этапе, Ватсон пытается освободиться от Холмса, от привязанности к нему, от его влияния, от зависимости, в которой он находится, продолжая практиковать как частный сыщик с ним на пару. А это, в свою очередь, делает вполне легитимными подозрения, что взаимоотношения партнеров, по крайней мере со стороны Ватсона (но и Холмса тоже - ведь он не отпускает друга от себя, вплоть до того, что пытается очернить невесту, ни в чем не повинную девушку, в его глазах), в подтексте не такие уж и гетеросексуальные, как вслух декларирует режиссер.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments