Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

полицейские и воры: "Реванш" реж. Гетц Шпильман в "35 мм"

Живут две пары. Одна - муж с женой, она работает в магазине, он - сельский полицейский, и все более-менее нормально, только у всех кругом дети, а у них - не выходит, жена один раз забеременела, но выкинула на третьем месяцев. Другая пара - тайные любовники: она - проститутка-наркоманка из Украины, он работает на хозяина борделя, шоферит и по хозяйству, оба задолжали денег и, чтобы начать новую жизнь, решаются ограбить банк в деревне, где живет его дед. Пистолет не заряжен, но ограбление проходит удачно. Только у сельского полицейского вызывает подозрение женщина, ждущая в угнанной машине у банка своего дружка-грабителя. И когда налетчики-любители пытаются скрыться, деревенский детектив, стреляя по колесам, случайно убивает девушку. А парень, желая отсидеться у деда, знакомится с женой полицейского и они становятся любовниками, в результате женщине наконец-то удается забеременеть.

Последний поворот сюжета может показаться чересчур уж надуманным, но на самом деле не он вызывает вопросы. Очевидно, в основе фильма - очень хороший сценарий. Драматургическая разработка идеи выполнена настолько грамотно, что придраться можно разве что к излишнему совершенству сюжетно-композиционной конструкции, она настолько безупречно выстроена, что представляет собой сложное и красивое уравнение, вот только без единого икса-неизвестного. Можно с математической точностью вычислить: если полицейский-убийца носит с собой фото своей жертвы и показывает его жене, а на стене в комнате горе-грабителя висит фото его возлюбленной, и это одна и та же женщина, то жена полицейского, оказавшись в доме любовника-грабителя, увидит фотографию и догадается, что именно он и был тем бандитом в маске, которого преследовал его муж. И когда именно так все в точности и происходит, от этой предсказуемости делается совсем уж тоскливо.

При другом раскладе на основе такого сценария можно было бы сделать и крепкую, средней руки коммерческую криминальную драму, и философско-религиозную притчу по рецептам позднего Кесьлевского, благо проблема веры в "Реванше" тоже поднимается: дед главного героя и обе женщины религиозны (православная проститутка молится в машине, пока дружок грабит банк, жена полицейского каждое воскресенье ездит в церковь), а мужчины, бандит и полицейский - атеисты. Но "Реванш" безнадежно застревает между социалкой и метафизикой, между натурализмом и метафорами. Метафоры в "Реванши" навязчивы до оскомины - в начале и в конце круги от камня по воде расходятся, а в середине герой то и дело пилит и колет дрова, и так точно все просчитано по ритму - ну просто до тошноты.

Некоторое формальное несовершенство фильму не повредило бы. Почему-то мне вспомнилась "Полночь в саду добра и зла" Клинта Иствуда - ассоциация вроде случайная (там, правда, тоже было непредумышленное убийство, но в целом общего на уровне сюжета мало), просто насколько там при явных огрехах сценария все живо и по-настоящему, настолько от "Реванша" и подобных картин, которых в Европе снимается множество, за версту несет мертвечиной. Слишком уж все симметрично - и не только с точки зрения формы. В каждой шлюхе сидит нереализовавшаяся домохозяйка, в каждой домохозяйке дремлет шлюха. Между полицейским и бандитом нет принципиальной разницы, полицейский может в любой момент оказаться преступником, преступник рядом с ним - показаться приличным человеком. Старики умирают, дети рождаются. На дворе - трава, на траве - дрова.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments