Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Три мушкетера. Десять лет спустя" в театре Около дома Станиславского, реж. Ю.Погребничко

В стилистике Погребничко, несомненно, есть своя прелесть - но грань между узнаваемостью и надоедливостью тонка. "Три мушкетера" - продукт даже не второй, а третьей свежестью, поскольку, во-первых, ватники, френчи, кирзачи, военные билеты, ржавые ведра и строительные леса сойти за авангардистский вызов могли в 80-е, может, в начале 90-х, но не теперь; во-вторых, в любом другом спектакле Погребничко, построенном по тому же принципу (музыкальные номера на советские ретро-шлягеры плюс импровизации в духе кавээновского стэма или новомодного телешоу "Слава Богу, ты пришел" на темы спонтанно выдернутых из литературного первоисточника фрагментов текста) используются те же ходы, и порой затруднительно понять, лежит в основе постановке "Алиса в стране Чудес" Кэролла, "Винни Пух" Милна или "Три мушкетера" Дюма, а уж с "Предпоследним концертом Алисы" у "Мушкетеров" общего столько, что ищи десять отличий, и Левинский в кепке, играя д'Артаньяна, легко сойдет в том же виде и за Чеширского кота; и в-третьих, самих "Мушкетеров" Погребничко уже когда-то ставил, пусть и с другим составом, так что это - еще и не оригинальная работа, но "авторимейк". В нем занято огромное количество участников - исполнителей на сцене едва ли не больше, чем зрителей в даже переполненном, но все равно крохотном зальчике, и среди них - уже практически "звезды" Егор Павлов ("Петя по дороге в царствие Небесное") и Анна Егорова (обе версии "Жизнь удалась"), но в эстетике Около институт "премьеров", тем более "звезд", не предполагается, все на равных, одно перетекает в другое, текст дробится, распадается, деконструируется (в "Мушкетерах", правда, меньше, чем обычно, зато сюжет про подвески королевы вписан в рамочный эпизод гибели д'Артаньяна), персонажи двоятся и троятся, у трех старых мушкетеров-ветеранов, сомнамбулически проходящих из зала через сцену, есть молодые "дублеры" (ср. "Три сестры"), Илья Окс в роли кардинала, как всегда, загадочно улыбается, и все участники действа то и дело выходят к авансцене, чтобы сольно или хором спеть, уставясь вперед немигающим и ничего не видящим взором, тот или иной номер, среди которых выделяется в качестве музыкального лейтмотива вальс "Сердце, молчи" из "На семи ветрах". (Кстати, "Все стало вокруг голубым и зеленым" тоже идет в ход, так что эту песню я за один день в двух разных театрах прослушал дважды). Многие детали забавны, некоторые способны рассмешить - как, например, "подвески королевы", представляющие собой серьги в виде елочных шариков. И все-таки обаятельный меланхолический абсурд театра Около недорого стоит сам по себе, если не опирается на какую-то концептуальную основу. Она есть, скажем, в спектакле "Три сестры", а в "Трех мушкетерах" я ее не уловил. Так что двухактное представление кажется бесконечной "второй частью марлезонского балета", местами симпатичным, но необязательным по отношению к уже сказанному ранее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments