Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Аватар" реж. Джеймс Камерон

Не супероригинальная, но весьма продуктивная для очень серьезного и с прицелом на "вечность" художественного высказывания завязка: искалеченный и обезноженный ветеран-морпех получает возможность заменить своего убитого в случайной потасовке брата-ученого в процессе эксперимента по внедрению в инопланетное сообщество искусственного двойника, внешностью повторяющего представителей той самой инопланетной расы, но сохраняющего сознание "оператора", который управляет "аватаром" дистанционно. Причем на уровне "картинки" все получилось очень хорошо - инопланетяне, как полагается, статные, зеленоглазые, голубокожие, с милыми, как у кенгуру, хвостиками, и совершенно прекрасные душевно - как не влюбиться? Вот морпех и влюбляется в дочку вождя, помогая ее клану отстаивать родную планету. Однако в целом есть по меньшей мере два очень серьезных "но".

Первое касается опять-таки внешней стороны дела. Вроде бы с ней все в порядке. Однако за то время, пока у Камерона зрел замысел "Аватара", технология такого рода блокбастеров не просто продвинулась далеко вперед, но и позволила появиться на свет нескольким весьма значительным кинопроизведениям такого же рода, по отношению к которым "Аватар" неизбежно кажется вторичным. Причем одновременно как к "Властелину колец" с "Гарри Поттером", так и к "Звездным войнам" с "Человеком-пауком". А также к "Железному человеку", к "Матрице" и много чему еще. Сходство отдельных решений на уровне как сюжета, так и технического его воплощения, просто режет глаз. Может, для кого другого и такой второй сорт был бы победой, но для Камерона, у которого за плечами "Чужой" (и не только, но "Чужой", по-моему, главное его достижение) - позорное поражение.

Второе более предсказуемо, но и более досадно - неизбежная в таких случаях левацко-интеллигентская идеологическая подоплека. В фильме сталкиваются несколько сил: с одной стороны - земляне, представленные а) алчными топ-менеджерами (Джованни Рибизи, кстати, играет великолепно, лучше всех в этом фильме, пожалуй); б) кровожадными солдафонами и в) прекраснодушными, но недееспособными интеллигентами (героиня Сигурни Уивер и прочие ученые); с другой - жители планеты Пандора, благородные дикари, с их взаимовыручкой, гармоничным сосуществованием с природой и мудростью предков. Корпорации при поддержке военных объявляют врагами тех, чьи богатства намерены захватить - притча со слишком прозрачной подоплекой. Камерон реализует одновременно как исторические американские комплексы (покорение индейцев), так и самые свежие, делая главным героем увечного солдафона, в котором просыпается интеллигент. При этом ответный террор у него, как водится, выглядит здоровой защитной реакцией на агрессию буржуев и военных. Инопланетянам же нарочно придано максимальное сходство с землянами (да, у них хвост и они синие, но в остальном - двуногие, глазастые, с такими же органами речи и, судя по всему, органами размножения тоже, хотя в фильме, рассчитанном на детскую аудиторию тоже, их не демонстрируют), дабы лишний раз подчеркнуть: они такие же люди, только лучше. Казалось бы, миф о "благородных дикарях" давно должен был выветриться - но в головах интеллигентов всего мира он живет по прежнему и вытесняет здравый смысл окончательно. А у Камерона с его пантеизмом, скрещенном к тому же с утопическим социализмом (инопланетяне одновременно и не знают социальной иерархии, если не считать военного вождя с верховной жрицей богини-матери - в марксистской системе категорий такой строй, наверное, можно было бы назвать "военной демократией") этот миф приобретает черты совсем уж нездоровые. Земной цивилизации (под которой в данном случае весьма недвусмысленно подразумевается цивилизация белых христиан) выносится приговор, не подлежащей обжалованию - тех из них, кого не убьют инопланетяне под руководством аватара-перебежчика, отправят подыхать на прогнившую Землю. Упоминание вскользь Венесуэлы, где был ранен главный герой - это и вовсе дурной тон: давно пора бы и в самом деле высадить там американский десант и избавить наконец и самих венесуэльцев, и весь новостной телеэфир от урода Чавеса, да руки коротки, и вот, пожалуйста, Камерон со своими "пророчествами".

Противно, но еще больше обидно. В отличие от какой-нибудь совсем уж безумной и бездарной анархистской "V значит вендетта", у "Аватара" изначально был потенциал раскрыться как история о пробуждении в ущербном теле бессмертной души - мог бы получиться такой высокотехнологичный вариант "Голема" Майринка. А получилось очередная тупая левацкая хрень, где основное место заняли погони на крылатых драконах за бомбонесущими вертолетами и пальба из луков по пушкам. Люк Бессон со своими минипутами и то меньше опозорился.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments