Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Иванов" А.Чехова в МХТ, реж. Юрий Бутусов

Под странной и несчастливой звездой появился на свет этот спектакль. На него долго никого из пишущей прессы не пускали, а моя знакомая, смотревшая его еще на самом первом и черновом, непубличном прогоне, пришла в ужас от увиденного. Хотя по-моему такие постановки, при всей небесспорности результата, уже на уровне замысла предполагают поляризацию мнений - тем более странно, что поляризации нет, да и мнений немного - пресса скупая, интернет-отзывов кот наплакал, что для Бутусова - ну совсем нехарактерно. Спектакль между тем - очень "бутусовский" со всеми плюсами и минусами этой его особенности.

Обстановка - как на субботнике в старом парке - по сцене внутри полуразрушенной, но некогда явно изящной ограды, навалены распиленные стволы деревьев, обрубленные сучья сложены в кучу. Иванов стреляется уже в самом начале, и затем на протяжении двух с небольшим часов без антракта - еще раз шесть. Пьеса перемонтирована и действие движется в обратном порядке, от несостоявшейся свадьбы Иванова и Саши к оглашению диагноза Сарры. В финале же, напротив, вместо того, чтобы застрелиться в очередной раз, откладывает пистолет и, засучив рукава, в одиночку начинает с надсадой разгребать завалы, таскать бревна, перекладывать сучья, намекая, вероятно, на то, что надо жить, надо работать... Для чего режиссеру понадобился подобный ход, можно догадываться - вероятно, что, с одной стороны, герою следовало бы, если уж стреляться, делать это раньше, а не перед свадьбой, с другой, хорошо бы поменьше страдать на публику (в одном из эпизодов Иванов склоняет на древесный пень голову, как на плаху - выглядит скорее вульгарно, чем трагично) и побольше что-то реальное делать, не ожидая одобрения со стороны.

Мне кажется, спектакль мог бы "получиться" в полном смысле слова и режиссер для этого сделал если не все, то многое. Но актеры категорически не попадают в нужный тон. Начиная с Андрея Смолякова - он, конечно, хороший артист, но уже не раз и не два играл эдакое вот "страдание" - еще в "Беге" и потом снова и снова, а здесь его, похоже, работа вообще не слишком вдохновляет. Максим Матвеев-Боркин и Сергей Сосновский-Шабельский показывают в лучшем случае свой собственный талант, но ничего не добавляют к "скелету" роли от себя. Поинтереснее других доктор Львов (Павел Ворожцов - один из самых перспективных молодых в МХТ, хотя то, что весь первый, то есть чеховский четвертый акт он бродит с бутылкой шампанского и постоянно опрокидывает бокал за бокалом - не самая удачная придумка) и, как ни странно, Лебедев - к Игорю Золотовицкому трудно относиться всерьез, и тем удивительнее, что здесь он со своими однотипными эстрадными интонациями вносит хоть какую-то живую и индивидуальную ноту. Женские же роли откровенно провалены все без исключения. Зюзюшки (Полина Медведева) и Марфушки (Елена Панова) в спектакле как будто нет, настолько они вышли невыразительными. Саша (Наташа Швец) - немногим лучше. Сарра (Наталья Рогожкина) - неровная, есть моменты, где она неплоха, но есть и ужасные, жутко фальшивые. Зачем-то перед сценой по центральному проходу стоит пианино, которое кое-как дежурно обыгрывается временами, но если в "Лире" у Бутусова пианино оказывалось едва ли не самым запоминающимся образом, то есть элементом, на котором строился образ, то здесь оно присутствует как предмет мебели.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments