Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Луна" реж. Бернардо Бертолуччи, 1979

Оперная примадонна так занята творчеством и так мало обращает внимания на сына-подростка, что не замечает, как он начинает колоться и превращается в законченного наркомана. Тогда она бросается в другую крайность - пытается его спасти, везет в места, где встретила давно оставленного отца мальчика, но, сочувствуя ему, сама покупает наркотики и даже пытается удовлетворять его сексуально. Для чего нужно было режиссеру последнее - понятно, без инцеста подобная история выглядела бы совсем уж банально. Но с инцестом, на самом деле - еще банальшее, во всяком случае, еще более предсказуемо, потому что это тоже уже много раз было. Вообще "Луна" напомнила мне сразу два фильма, сделанных много-много позднее. Один - "Дикая грация" Тома Калина, где сын-гомосексуалист (а юный герой "Луны" в свои 15 уже проявляет определенным образом свою гомосексуальность и постоянно становится объектом внимания мужчин) тоже спал с собственной матерью, правда, потом он ее еще и зарезал, но это уже детали. Другой, как ни странно - "Юрьев день" Серебренникова, где также речь шла об оперной певице, терявшей сына, и хотя в сценарии Арабова парень пропадал вроде бы буквально, но понятно, что и там это была метафора. Причем если Калин на Бертолуччи вряд ли ориентировался и снимал историю на основе реальных событий, то Серебренников - вполне мог, тем более, что у фильмов в чем-то сходные финалы, а уж пафос - практически один в один. Вот только у Калина в его, в общем-то, нескладном, но по-своему цепляющем опусе главную роль играет Эдди Редмейн, который одним своим присутствием придает осмысленности любой чепухе, а мальчик, снимавшийся у Бертолуччи, помимо того что привлекателен, да и то больше возрастом, ничего из себя не представляет. А у Серебренникова хотя бы задачи понятны - они, эти задачи, совершенно идиотические, но и Бертолуччи и таких нет. Актеры "Луны", особенно исполнительница главной роли, еще и ужасно фальшиво играет, демонстрируя запоздалые материнские страдания (поет она, естественно, не своим голосом - в фильме использованы в числе прочего фонограммы Марии Каллас - кстати, сдается мне, что и у Серебренникова тоже Каллас в какой-то момент звучала). Впрочем, феномен "великого итальянского кинематографа" я никогда не воспринимал всерьез, а уж Бертолуччи даже по отношению к Висконти, Антониони или Пазолини (совсем мне не близким) - второй сорт.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments