Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Зубастая няня" во Дворце на Яузе, реж. Лина Арифулина

Арифулина - личность неоднозначная, хотя у меня всегда вызывало стороннее уважение (общаться с ней не доводилось), но все-таки проект вызывал большие сомнения: то, что обычно подается под видом "семейного мюзикла", вызывает ощущения ужаса и омерзения не просто откровенным непрофессионализмом, но какой-то заведовой и совершенно бесстыдной установкой на халтурку.

Приятно, что "Зубастая няня" - редкий случай чего-то более-менее достойного в этом направлении. Преувеличивать ее собственно художественные достоинства я бы не стал - для начала, это все-таки не совсем театр в моем понимании, кроме того, не вполне профессиональный, и к тому же очень неровный как по материалу, так и по исполнению. Музыка Артема Фадеева определенно не выдающаяся, но местами симпатичная, а местами - откровенно проходная. Сюжет либретто в целом банальный и, по большому счету, необязательный, выполняющий служебную функцию скрепления отдельных гэгов и куплетов в нечто относительно единое: непослушные козлята вопреки желанию мамы Козетты хотят учиться музыке и создать свою семейную группу, в лесу появляется морской волк-вегетарианец Морис Волконский, влюбляется в козу и старается войти к ней в доверие, переодевшись в овечью шкуру, нанимаясь ей в няньки, неожиданно объявляется бывший муж Козетты, превратившийся в поп-звезду, и хочет нажиться на талантливых козлятах, а Козетта и Морис дают ему отпор. Но в диалогах есть масса удачных шуток, в том числе мелких и не имеющих прямого отношения к сюжету, больше подходящих для юмористической программы, чем для театрального представления (типа "Ночной клуб "Светлячок": зажигай вместе с нами"), и все-таки работающих на положительный образ спектакля в целом. А вот куплеты для музыкальных номеров чаще всего не слишком удачные, при том что один из авторов текстов - Андрей Усачев, который, если я ничего не путаю, еще во времена моего глубокого детства сочинял чудесные стишки и рассказики, а цикл новелл про собачку Соню, публиковавшийся в журнале "Колобок", я до сих пор вспоминаю с большой теплотой.

В "Зубастой няне", кстати, одну из "семерых козлят на новый лад", тоже зовут Соня. Вообще семь козлят здесь, с их любовью к музыке и стремлением попасть в лесную консерваторию, именуются по названиям нот, но все же странные для них выбраны имена: Дора, Фаня, Ляля... и самый младший - Семен (видимо, Сима...) - по этому поводу волей-неволей хочется сказать: не варите козленка в молоке его матери. Кстати, помимо того, что поименный состав лесной консерватории в спектакле также мало отличается от реальных московской и петербургской (Терентий Глухарь в этом смысле стоит Эдуарда Грача), так еще и лисица Елизавета Листопадова, девушка хоть и имеющая собственное ателье, да не шибко, видать грамотная, обещает новоприбывшему в лес морскому волку Морису Волконскому: "я стану для тебя кацманом" (ну а тот ее поправляет: "лоцманом"). Может, это все и смешно, конечно, но, впрочем, есть в "Зубастой няне" вещи и посмешнее, чем не вполне понятный еврейский колорит или не самая тонкая сатира на шоубизнес и желтую прессу, при том что кому как не Лине Арифулиной знать об этом. Редактор газеты "Лес-экспресс" Сорокин - проходимец похлеще бросившего свою жену Козетту на произвол судьбы с семью детьми-козлятами козла Казановы, он же Кузьма, добившийся успеха в мировом масштабе. Насколько я понимаю, образ Кузьмы сделан отчасти как пародия на Киркорова, хотя с этой стороны как раз все сделано аккуратно, без перебора, и мне неожиданно понравился Игорь Верник, играющий эту неблагодарную и к тому же практически эпизодическую роль - персонаж появляется только во втором действии.

Составов несколько, из занятых в проекте звезд я видел Эльвиру Болгову в роли лисы и Андрея Носкова в роли попугая - то и другое достойно, Носков действительно очень смешной. Но меня больше всего привлекала Татьяна Лазарева-Козетта. Не сомневаюсь, что Гришаева сыграла не хуже, но Лазарева изначально была мне интереснее. В том числе постольку, поскольку еще во времена "О.С.П.-студии" спела незабвенное "у власти козлиной козлят миллионы и нами гордится страна". Но главным образом потому, что в таком полулюбительском - не в обиду никому будь сказано - опусе именно ее темперамент особенно уместен. Как в "Европе-Азии" Дыховичного именно Татьяна Лазарева наряду с Ксюшей Собчак оказываются органичнее всех прочих актеров, так и в "Зубастой няне" ее кавээновско-шоу-эстрадный имидж срабатывает лучше, чем стандартный актерский профессионализм.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments