Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

смех и горе у бела моря

До чего же я все-таки непоседлив и как со мной трудно! И ведь вроде бы нашел себе развлечение в виде телевизора - в моем гостиничном номере "ящик" ловит каналы, каких у меня и в Москве нет - к примеру, такое "Шансон-ТВ", я вообще не знал, что оно существует, вчера набрел на телеверсию концерта Сургановой 2005 года записи и, хотя терпеть не могу лесбо-рок, смотрел его до конца. Потом замечательный, очень значительный, на мой взгляд, и совершенно мне до сих пор неизвестный фильм "Кинси" (с Лайамом Ниссаном, Питером Скаарсгардом, Оливером Платтом, Крисом О Доннелом и др.) по НТВ - до пяти утра. И все равно днем мне понадобилась "культурная программа" на местном уровне! Ко мне приставили тетеньку из местного музея, очень милую, и поскольку все остальные предпочли лежать на боку или заниматься чем-то более привычным для нормальных людей, мы с нею вдвоем шароебились по всем архангельским музеям.

Сначала в художественном осматривали иконы и скульптуры - ну иконами я, допустим, не очень интересуюсь, а вот скульптуры, в том числе и религиозной тематики, здесь, на севре, весьма необычные. Одна, на сюжет о святом Георгие, меня просто поразила неординарностью пластического решения - и все старинное, много подлинников. Да и современная резьба по кости мамонта, моржовому клыку и зубу кашалота (как ни странно, именно последнее - наибольшая редкостей, вымерших мамонтов находят больше, чем живых кашалотов) замечательная. Тут еще "гастролируют" картины Глазунова -но этого (добра) говна хватает и в Москве. Одним глазом глянул на норвежскую "гуманитарную" помощь в виде выставки современного искусства экологической направленности. Один из экспонатов называется "Рвота" - симпатичные скульптуры обтекаемой формы, должны еще и "выплевывать" что-то, но модель не работает. Еще какие-то фигуры типа цветов с подсветкой из шкур и меха животных - в защиту последних, но при этом, насколько я понял, мех и шкуры натуральные, ну слава Богу, хоть раз зверюшки погибли не напрасно, не гламурных картинок ради, а святого искусства для.

С самого начала из всех архангельских музеев меня больше всего интересовал дом Степана Писахова. Не знаю, как сейчас, а во времена моего детства его сказки наряду с книжками Шергина, тоже уроженца Архангельска, но, в отличие от Писахова, рано уехавшего отсюда в Москву, пользовались большой популярностью, по ним снимали мультики и ставили чудесные мини-телеспектакли для программы "Будильник" (интересно, кто-нибудь кроме меня еще помнит об этом?) Дом, правда, не писаховский - тот, где он жил до своей смерти в 1960-м году снесли, а музей располагается в купеческой постройке середины 19 века. Музей тем не менее интересный. В нем много подлинных вещей, в том числе живописных и графических работ Писахова, из которых особого внимания достойны ранние - 1900-1910-х годов, где заметно влияние, с одной стороны, импрессионистов, с другой - символистов и в особенности Чюрлениса.В основном, естественно, пейзажи - особенно часто Писахов рисовал камнеломки (красные цветочки, растущие прямо на скалах и похожие издали на кровь) и арктические маки. Хотя экспозиция и не мемориальная в полном смысле слова, о биографии Писахова можно узнать многое, особенно что касается периода дореволюционного и периода конца 1910-х годов - как он приветствовал т.н. "интервентов" (в Архангельске высадились англичане), как с ними сотрудничал и писал памфлеты после советской власти, как потом, когда советская власть установилась, пытался перед ней загладить "вину", рисовал картины с красными флагами, есть даже полотно с изображением памятника "жертвам интервентов" - к десятилетию "освобождения". Масса рисунков и кукол с персонажами сказок Писахова, в том числе удачных. Сказки эти на самом деле замечательные - про Перепелиху с ее дурным голосом (мне всегда казалось, что у меня с этой героиней много общего - мой крик почти такое же воздействие на окружающих производит), про купчиху, которая так усердно соблюдала православный пост, что обожралась до галлюцинаций, и т.п. Есть и уголок Шергина, который, чего уж там, более известен. Но мало говорится об одном интересном факте, который я еще накануне отлета в Архангельск почти случайно обнаружил в интернете. Настоящая фамилия автора "Сказок Сени Малины" - не Писахов, а Пейсахов. И отец его, мастеровой Григорий Михайлович, происходжденим из-под Могилева, до крещения в православии носил имя Год Моисеевич. Все это настолько органично укладывается в мои представления о генезисе русской культуры, что, ей-богу, даже неудобно делается перед "русскими". (И особенно смешно становится, когда Виктюк ко всем вокруг обращается: "ну что, русские..." - но это так, к слову)

Музейный комплекс в Архангельске, насколько я понял, развивается бурно - здесь есть очень неплохая, если верить каталогам, коллекция живописи рубежа 19-20 веков (на репродукциях я видел "Женщину на зеленом фоне" Анненкова и "Встречу Алексея Михайловича с Милославской" Нестерова - выдающиеся вещи), но из прежнего здания они уже выехали, а в новое, на набережной Северной Двины, еще не въехали, так что познакомиться с ними в подлиннике не удалось. В особняке Плотниковой небольшая выставка "старинного чаепития" - так, фигня для малолеток. В здании старинного банка - портреты в интерьере, поинтереснее. Но в Архангельске, как я понял, имеется забавная традиция - устраивать фотосессии для брачующихся (или брачащихся, как сейчас вопреки Розенталю принято говорить по-русски), так что музеи отданы под фотосалоны для новобрачных, и это несколько мешает свободному доступу к экспозициям.

Побывал в т.н. Марфином доме. В связи с изложенными выше фактами можно было бы предположить, что дом назван в честь какого-нибудь русского по фамилии Марфин, но на самом деле - в честь некой Марфы Ивановны, которая руководила обществом по спасению исторических ценностей или типа того. Дом - немецкий, принадлежал коммерческому собранию и был построен в 1965 году на совершенно другом месте, а потом перенесен на ту самую улицу, точнее, проспект Чумбарова-Лучинского, местного большевика-поэта-пролеткультовца, где я вчера уже гулял в 30-градусный мороз, и вокруг этого дома выстроили целый "исторический" квартал, который местами просто поражает крикливым и откровенным новоделом. В самом же Марфином доме - красивые, но с проржавевшими потеками под потолками интерьеры бальных залов, и особая местная гордость - макет Соловецкого монастыря, который на старость лет склеил вышедший на пенсию местный партократ-энергетик.

Приехал paporotnik, смотрит спектакль. Я подумал, что одного раза для меня достаточно и решил выпавшие два часа "свободного" (пока артисты представляют очередной шедевр Виктюка) времени посвятить дневничку.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments