Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Выставка "Обнаженная натура. 20 век" в галерее "Дом Нащокина"

Главное достоинство экспозиции даже не в ее масштабах или концепции - концепция заслуживает внимание, а масштабы впечатляют: больше сотни работ, около ста авторов, в том числе самых перворазрядных. Удивительно, что среди представленных полотен и рисунков нет случайных, проходных, взятых для количества, дабы лишний раз подчеркнуть несколько "ударных" предметов. Каждая вещь по отдельности заслуживает внимания - случай достаточно редкий. Помимо основного, второго этажа часть выставки разместилась в подвале, причем разделение четкое - и по хронологии (наверху - первая половина века, внизу - вторая), но не только. Сходу бросается в глаза различие в восприятии обнаженного тела у художников начала и конца века. Даже не самые с точки зрения "модельных стандартов" тела у авторов самых разных направлений первых десятилетий 20 века - Машкова, Кончаловского, Тырсы, Юона, Александры Экстер - оказываются предметом любования. У более современных голое тело, если оно красиво, оказывается объектом насмешки и синонимом пошлости, если же уродливо - метафорой боли, страдания и внутренних душевных противоречий. Есть, конечно, исключения, особенно замечательное - две работы Василия Ситникова "Обнаженная спиной", особенно та, что выполнена в цвете - на разреженном голубом фоне проступает пятно света, формой повторяющее женскую фигуру; на другом рисунке четко прорисованный женский зад выступает из серого хаоса. Внизу мне лично, конечно, было интереснее - там обнаружились и мой любимый Целков (красная "Пара", 1995 - известная очень штука), и большая серия Вейсберга, и Мессерер, и ранний Краснопевцев. Из совсем сегодняшних авторов - две симпатичные автолитографии Лизы Лидо "Кабуки и "Головы-пузыри" (2003) и неплохие скульптуры Даши Намдакова, особенно "Видение" 1999 года - обнаженная, согбенная в широком шаге мужская фигура, одно из немногих мужских ню на выставке и, кажется, единственное - в скульптуре. Но слишком многие работы, в том числе и написанные маслом на холсте, по сути представляют собой сатирические коллажи, как, например, "Демократия по-русски" Пашкевича, не говоря уже про "Мисс прессу" Титова (1996), где на газетном листе нарисована дебелая бабская туша с расставленными ногами и выпяченными гениталиями - несвежая какая-то "пресса" вышла.

Наверху, наоборот, и Ларионов, и Малявин, и Кустодиев, Александр Шевченко и Артур Фонвизин - просто глаза разбегаются. Юон, Фальк, и тут же - Иогансон, Герасимов. Самая ранняя вещь - она же самая неприметно висящая и наиболее мне запомнившаяся, "Венера в гроте" Николая Феофилактова (1906). На куда более видном месте - "Натурщица" Серова (1907). Замечательные пастели Серебряковой, чудесная "Натурщица" Альтмана. Древин, Тышлер, необычный Аристарх Лентуллов с двумя "Обнаженными". Очень много, больше чем всех прочих по отдельности, Кончаловского. Самая большая по размерам картина - его же. Огромное панно 1928 года "Купание Красной конницы". В окружении женских ню сие произведение смотрится, если честно, странновато, но учитывая, что известно оно мало, а между тем по эффектности не уступит, в своем, разумеется, роде, "Купанию красного коня" Петрова-Водкина (только конармейцы Кончаловского далеки от иконописных юношей, но также абсолютно обнажены), наверное, свое место в экспозиции полотно занимает по праву.

Больше смущает другое, а именно - некоторый хронологический разрыв между двумя половинами века. Первая представлена работами 1900-е-1940-е годов, вторая - 1960-е-2000-е. Самую середину столетия удачно заполнил бы Дейнека, без которого разговор о ню вообще вести трудно. И он, конечно, заявлен, но по техническим причинам (курский музей, недавно проводивший выставку графики Дейнеки на Крымском валу, уперся) отсутствует. Нет и Гончаровой, которую тоже обещали, но Гончаровой и без того сейчас как-то уж слишком много, а вот отсутствие Дейнеки ощущается очень остро. Да и без Пластова с его "Весной" и тому подобными картинами довольно одиноко смотрится герасимовская "В бане" 1940 года.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments