Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Все проплывающие" Ю.Буйды в театре "Et cetera", реж. Рустем Фесак

Почему-то этот скромный опус на момент своего появления вызвал целую лавину рецензий, причем критиков самого первого ряда. Я уж было подумал - может, и правда что-то выдающееся? Нет, ничего выдающегося, хотя действительно, спектакль интересный. Но интересен он прежде всего литературной основой. Причем то, что делала Брусникина в рамках "мхатовских вечеров" с рассказами Буйды, бывало и поинтереснее - а ведь артисты МХТ обходились и без костюмов, и без декораций, работали только с интонацией, а главным героем оказывался замечательный текст. Во "Всех проплывающих" декорации неброские, но эффектные: в центре сцены - разверстая могила, обсыпанная, как кучками земли, какой-то пластиковой стружкой; вокруг - гипсовые статуи, целые и в обломках, в том числе участвующая в сюжете одного из рассказов девушка с веслом. При этом с одной стороны проза не инсценируется, а разыгрывается, как это сейчас все чаще и происходит в театре с повествовательными текстами. С другой, композиция составлена таким образом, что несколько рассказов разбиты на части и смонтированы, как если бы их действие было локализовано в общем пространстве, а их персонажи связаны местом и временем обитания: бабка Три кошки, пишущая письма в 1915-й год, Витька-фашист (в детстве хотел, чтобы его звали Чекистом, а прозвали вот так), убивший дочь и ее любовника, а затем улетевший на самодельном воздушном шаре, Соня, наблюдающая с плотины за всеми проплывающими, смотритель парка культуры по кличке Хитрый Мух, увлеченные скрещиванием различных видов животных и влюбленный в гипсовую статую бабы с веслом, Ванда Банда, чьим "мужчиной мечты" оказался 30-сантиметровый человечек Мыня, злодейски убитый кастрированным, но ревнивым котом. Актеры - в основном молодые и очень достойные, в том числе Федор Урекин, который уже после "Всех проплывающих" сыграл главную роль в "Олесе" Галины Полищук (здесь он - за автора), и замечательный Сергей Демидов (Мыня, он же один из детей Витьки-Фашиста) - примеряют на себя по несколько ролей, замечательно перевоплощаются, оставляя в то же время зазор между собственной индивидуальностью и своими персонажами. Но монтажный принцип композиции, на самом деле, ничего по существу не дает, только путает зрителя, работает на снижение "странности" сюжетов Буйды - а его "фантастический реализм" требует немалой сосредоточенности. В финале, когда Витька-фашист делает из брезента воздушный шар, а компрессор для нагнетания воздухе ломается, и герой предлагает всем: "давайте дунем!" (не знаю, на каждом ли спектакле публика реагирует на это предложение вслух - в моем случае реагировала), за дело берутся все, как в сказке "Репка": и Хитрый Мух, и бабка Три Кошки, и прочие. Если все сводится только к этому - без больших потерь можно было выстроить спектакль просто в форме последовательности самостоятельных новелл, как, скажем, Херманис в "Рассказах Шукшина". А то уж очень благостно получается - вроде бы все умерли и уплыли невесть куда, а как будто бы и воспарили в выси горние.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments