Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Урок жизни" реж. Юлий Райзман, 1955

Буквально на днях случайный поворот в одном разговоре заставил меня обратить внимание, что несколько моих самых любимых советских фильмов, поставленных разными режиссерами - Панфиловым, Райзманом, Авербахом - объединяет фигура автора сценария, Евгения Габриловича. "Урок жизни" тоже написан Габриловичем, но это, безусловно, не лучшая его работа, равно как и не самый выдающийся фильм Райзмана. Если "Время желаний" даже по двадцатому разу пересматривать невозможно без трепета, то "Урок жизни" - произведение на первый взгляд достаточно типичное для своего времени и по эстетике, и по проблематике.

Фильмов про пламенных советских руководителей-трудоголиков, чей профессиональный фанатизм ставил на кон их семейную жизнь, было в 50-60-е не так уж мало. Героиня "Урока жизни" Наташа - студентка педагогического, бросает институт, влюбляясь в инженера-строителя Сергея и отправляясь за ним. Спустя годы у них уже подрастает сын, а сам Сергей сделал значительную карьеру, но отношения между супругами натянутые, все мысли Сергея занимает работа, Наташа пытается обратить его внимание и на себя, и на людей вокруг, но безрезультатно. Тогда она возвращается в институт, где оказывается студенткой своего бывшего однокурсника Кости, ставшего преподавателем-методистом. Костя еще с прежних пор влюблен в Наташу, но после того, как Сергея раскритиковали в правдинском фельетоне и сняли с должности, Наташа возвращается к нему вместе с сыном. Помимо почти неизбежных для кино середины 50-х благоглупостей, у "Урока жизни" имеется масса других недостатков, в том числе довольно средние актеры на главных ролях, особенно сильно сдавший уже к 1955 году, да и в принципе переоцененный Иван Переверзев-Сергей - намного выигрышнее смотрятся в эпизодах Ольга Аросева (Рая, подруга Наташи) и Евгений Весник (Замковой, один из подхалимов Сергея).

Но все-таки особенности, присущие лучшим фильмам Райзмана, обнаруживаются и здесь. Прежде всего определяющая его стиль сложность, нелинейность характеров и поступков персонажей. Но кроме этого, есть моменты, в картинах других режиссеров того же времени просто немыслимые. Девушки, тоскующие над "Капиталом" Маркса - сильно для 1955 года, а "Урок жизни" с этой сцены начинается. Или крупный хозяйственный руководитель, срывающийся с заседания, где ему предстоит отстаивать новый проект, потому что его любимая женщина готова навсегда уехать. Причем именно готовность сорваться делает его не совсем безнадежным, а вот зацикленность на "строительстве коммунизма" осознается как признак эгоизма и склонность к диктаторству.

Понятно, что звучавшие в определенном историческом контексте здраво и смело, некоторые филлипики вне этого контекста неизбежно кажутся смехотворными. Но вот что интересно: всю жизнь Райзман снимал фильмы про фанатичных коммунистов - и всю жизнь у него с советской властью, причем на разных этапах ее существования, возникали трения. Много позднее, в своем шедевре "Частная жизнь" Райзман окончательно расставил все по местам: уроки его партийным героям не пошли в прок, результатом их жизни оказалась абсолютная пустота - и понял это Райзман еще до перестройки и раньше многих из тех киношников, которых официально провозгласили ее "прорабами". Малозаметный "угол" любовного треугольника в "Уроке жизни", ученый Костя, рассказывает на лекции по русской литературе, что с 19 века литература утверждала внимание к человеку, к отдельной личности, что она была "литературой вопросов". В этом смысле "Урок жизни" Райзмана чересчур дидактичен, в нем на все вопросы предлагаются, пусть и ненавязчиво, готовые ответы. И тем не менее героиня "Урока жизни", имея возможность уйти к мужчине совсем иного плана, нежели ее муж, с которым ей невероятно трудно, возвращается вместе с сыном к Сергею. А если это любовь? Кинематограф Райзмана даже в таком, не самом выдающемся варианте, остается "кинематографом вопросов".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments