Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

власть тьмы: "И свет во тьме светит" Л.Толстого в музее-усадьбе "Ясная Поляна", реж.Фолькер Шлендорф

"Близко к полуночи случайная машина связи подобрала их и доставила в штаб 2-й танковой армии, расположившийся в Ясной Поляне, имении Толстого. Белые башни ворот - как и впервые, когда он в них въезжал - показались ему бастионами, которые всякий раз приходится брать заново, и, поднимаясь к усадьбе аллеей могучих лип, он чувствовал, что поднимается к самому значительному за всю жизнь решению.
Адъютант и офицеры штаба, ждавшие его с докладами, помогли ему стащить комбинезон, и он поужинал с ними за семейным столом Толстых, отогреваясь коньяком и рассказывая со смехом о происшествии в овраге. Он знал, что об этом будут рассказывать в армии его словами и подражая его интонации.
Зеркало, в которое, наверное, любили смотреться дочери Толстого, отразило сухощавую, но достаточно плотную фигуру 53-летнего генерал-полковника германских бронетанковых войск, в сером мундире с черным плюшевым воротником, с Рыцарским крестом на шее и особо ценимой наградой - дубовыми листьями к Рыцарскому кресту..."
Г.Владимов "Генерал и его армия"

Мои прошлогодние вылазки в Абрамцево и Архангельское тоже были до некоторой степени экстремальными, но не идут ни в какое сравнение с поездкой в Ясную Поляну. Я догадывался, что ехать далеко, но не думал, что больше трех часов. Хотя интересовал меня в первую очередь именно музей Толстого, где я прежде не был и вряд ли когда еще буду, а тут такой случай подвернулся.

Сам же по себе "случай" - спектакль Шлендорфа - тоже, конечно, в некотором роде событие, но все-таки ничего особенно выдающегося я не ожидал. Шлендорф прославился экранизациями классики 20 века, но мне его фильмы никогда не казались шедеврами, даже "Жестяной барабан", относительный успех которого был во многом обусловлен актерами и в еще большей степени выдающейся литературной основой. Опус по мотивам "В поисках утраченного времени" Пруста с Делоном в роли аристократа-гомосексуалиста, тем более "Путешественник" по "Хомо Фаберу" Фриша - и вовсе чепуха, совершенно недостойная первоисточников. А уж последний его кинофильм, "Ульжан", который он привозил пару лет назад на фестиваль немецкого кино - история европейца, потерявшего в катастрофе семью и вновь обретающего смысл жизни, бродя по степям да горам с простой казахской девушкой-пастушкой и беседуя с ней на отвлеченные темы то по-французски, то по-русски (картина представляет собой франко-германскую копродукцию, и образ казашки-полиглотки обусловлен именно этим обстоятельством) - просто курам на смех. По поводу "Ульжан", однако я в свое время записал буквально следующее: "Имеем дело не с подлинным маразмом и уродством, а с банальной симуляцией: красота и здравомыслие сегодня не в моде, а настоящим безумцам взяться неоткуда, зато на философские драмы в антураже экзотических стран у европейской либерально-интеллигентской тусовки большой спрос. Тиранические режимы слаборазвитых стран с удовольствием этим пользуются. И Казахстан еще не в первую очередь" -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1035546.html?nc=6

Как в воду глядел! Проект "И свет во тьме светит", щедро проспонсированный Еврокомиссией, озабоченной умиротворением русских агрессоров посредством культурных акций, хотя ядерная бомба сработала бы намного эффективнее (300 000 евро - может, и не фантастическая сумма, но нехилые, в общем-то, денежки, я только не понял, это отдельно от корпоративных жертвователей посчитано или автомобильные концерны и прочие бескорыстные доброхоты, умученные толстовскими нравственными вопросами, в частности, о праве собственности, скидывались в общую евро-копилку; государство не поучаствовало ни копейкой), предлагает все тот же стандартный набор удовольствий: и философскую драму, и экзотический антураж, ну и все прочее далее по тексту.

Впрочем, кое-что от этих удовольствий перепало и мне лично. В усадьбу доставили организованно - пускай и на трясучей говновозке, какие обычно сопровождают катафалк до кладбища - но и на том спасибо. Приехали поздновато, а тут еще и пресс-конференция, а перед пресс-конференцией - фуршет с шампанским и расстегаями - но все-таки хватило времени и по усадьбе погулять, и дом-музей посмотреть, и добежать до могилы Толстого. Захоронен он в некотором отдалении от дома, боялся, не успею вернуться к спектаклю, но решил рискнуть, вспомнив, как всегда в таких случаях, Виталия Яковлевича Вульфа ("Ты не был на могиле Мерилин Монро?!"). Могила - скромный продолговатый холмик, поросший травкой, но почему-то окруженный пошленькой цветочной клумбой в духе московской кампании по "озеленению". Тот же принцип "везде понасажать цветочков, цветочков, и будет запах" - возле дома Толстого - музей очень гордится сохранением мемориальной обстановки, так что либо мемориальный характер усадьбы слегка преувеличен, либо представления Толстого и его домашних о прекрасном были не самые изысканные. Во что, впрочем, нетрудно поверить - скажем, в доме, помимо основного культа его хозяина, воссоздан и малый культ его любимого писателя - Диккенса, а это пристрастие выдает в Толстом не самого взыскательного читателя. Но дом я успел посмотреть довольно подробно и с большим интересом, мне устроили индивидуальную экскурсию, видел детское креслице в кабинете ("матерый человечище" был близорук и сидел на крохотном стульчике, чтобы не приходилось наклоняться к письменному столу, доставшемуся от отца), весы для взвешивания писем в "секретарской" комнате, любимую русской демократической интеллигенцией рубашку-толстовку, модель которой была привезена графом из Швейцарии, на первом этаже дома - "комнату под сводами" с вмонтированными в эти самые своды металлическими кольцами (но не для упражнений в садо-мазо, а для хранения вещей в подвешенном состоянии). Во дворе дома, как полагается, реконструирована собачья будка, мемориальная, но действующая - только теперь в ней живут кошки.

"И свет во тьме светит" - весьма характерный образчик творчества позднего Толстого, когда от большого художника, не чуждого в своем творчестве юмора и литературной игры (а по жизни - пьянства, блядства и прочих не самых "возвышенных" плотских удовольствий), не осталось и следа, когда он полностью переродился не просто даже в нудного моралиста, но в жуткого фарисея, изобретающего, отталкиваясь от ложно понятого, извращенного, подтасованного и отделенного от мистического, метафизического контекста учения Христа, изуверские этические догмы, а заодно и объяснения, почему даже ему самому этим догмам следовать в полной мере затруднительно. Сценическая автобиография русского Тартюфа - вот что такое "И свет во тьме светит". Шлендорф, может, и не перворазрядный режиссер, но человек думающий и многое понимающий. Так что толстовскую идеологию он разумно предпочитает толковать не как "политическую", но как "поэтическую". То есть "жить по Евангелию", "все раздать", "опроститься" - это все метафоры, фигуры речи, в крайнем случае - повод задуматься о чем-то вечном. Но совсем не повод отказаться от щедрого спонсорского фуршета по поводу премьеры. Тем более на свежем воздухе, да посреди старой графской усадьбы.

Пожилые критикессы, ехавшие тем же автобусом, что и я, почему-то никуда не спешили, устроившись за столиком - стояли, курили, ходили за выпивкой и едой. Уж я-то и сам никогда с фуршетов не убегаю, не имею такой вредной привычки. Но тут ведь надо как-то выбираться - Тульская область, на минуточку, и время не детское, пока играли "И свет во тьме светит", окончательно стемнело, ехать далеко, можно запросто оказаться перед запертым входом на станцию "Улица академика Янгеля" - и куда дальше? По-толстовски с палкой идти через всю Москву? Мои попутчицы, однако, как будто готовы были в качестве утешительного приза довольствоваться билетом в один конец до станции Астапово - но у меня-то были совсем другие планы. Нет, я успел опрокинуть три стаканчика шампанского, съесть пару шашлыков (разных) и еще один блинчик с мясом - но при других обстоятельствах уж конечно не стал бы этим ограничиваться, а тут, схватив на дорожку бутылку воды, помчался к усадебным воротам, там подсел кой-кому на хвост и с ветерком, за два часа (вместо трех в "кладбищенском" автобусе) домчался до Москвы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments