Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Кошка на раскаленной крыше" Т.Уильямса, театр им. В.Маяковского, реж. А.Гончаров

Как и "Чайка" к юбилею Стриженова, "Кошка..." к годовщине со дня рождения Аллы Балтер - совсем не лучший выбор. Настолько бросается в глаза, что роль Мэгги от начала до конца выстроена, как сказали бы сейчас, "заточена" под Татьяну Доронину. Но не только в этом дело. Гончаров, который, как мне представляется, в числе режиссеров первого ряда оказался по недоразумению или, в лучшем случае, в силу счастливого для него стечения обстоятельств, обращался к Уильямсу не раз, в Театре им. В.Маяковского до недавнего времени Уильямса вообще ставили в промышленных количествах (про качество постановок, которые я уже застал лично, лучше не вспоминать), но почему-то считал нужным "пририсовывать" к его драмам собственного сочинения хеппи-энды, причем там, где они уж совсем не подразумевались - что в "Трамвае "Желание", что в "Кошке на раскаленной крыше". И когда уже после финальной (по пьесе) вопросительной реплики Брика "Забавно, если это правда, а?" в ответ на реплику Мэгги "Я действительно люблю тебя, Брик, очень люблю" она, обнимая мужа, продолжает уверять его, и не столько даже его, он уже плохо соображает (хотя у Гончарова он, вылакав несколько бутылок виски, практически не опьянел почему-то), сколько зрителей, что да, все это правда - режиссер посчитал, что жизнеутверждающая нота здесь уместна. Фразу Мэгги "Жизнь продолжается даже после гибели всех идеальных представлений о ней", сказанную героиней с горькой иронией и ощущением полной безнадежности режиссер предпочитает понимать буквально и брать на вооружение в концептуальном решении пьесы в целом. Из неплохих частных режиссерских находок в глаза бросаются разве что маски на лицах детей Мэй и Гупера, "уродов", как их называет Мэгги. А ведь финал можно сыграть предельно жестко, особенно если взять не перевод Вульфа-Дорошевича, использованный Гончаровым, а какой-нибудь более современный, и так же жестко выстроить характер - и Мэгги (мне очень нравится Джессика Лэнг в этой роли), и Мэй, которая в исполнении Немоляевой превратилась в комическую дуру, и Гупера, Виторгану просто не удавшегося, не говоря уже про Большую Ма - Карпова играет ужасно, такой совок...

Впрочем, "Кошка на раскаленной крыше" и у Уильямса - не самая совершенная по форме драма, хотя это одна из моих любимых его вещей. В пьесе - два очень развернутых диалога, в первом действии - Мэгги и Брика, во втором - Брика и Большого Па. В спектакле, во всяком случае, в том виде, в каком он зафиксирован на пленке, второй диалог звучит намного мощнее, во многом, конечно, благодаря Джигарханяну в роли Большого Па (а ведь он на тот момент был не так уж стар, моложе своего персонажа, и, насколько я понимаю, практически в те же годы играл еще и Стэнли в "Трамвае "Желание"). Разговор Брика и Мэгги сильно портит фарисейство русско-советского театра, помноженное на недомолвки, неизбежные в пьесе 1955 года, даже американской. Но Джигарханян так откровенно играет то, что нельзя было говорить вслух, что в результате на первый план выходит трагедия отца, все понимающего и все готового принять, а не сына, до конца так и не осознавшего собственной гомосексуальности и природы своей привязанности к умершему другу (хотя для всех вокруг, и для жены, и для близких, и для родственников-недоброжелателей, брата и его жены, она вполне очевидна), хотя Мартынов и Джигарханян работают в замечательном дуэте. Дуэт Мартынова и Балтер в сравнении с ним проигрывает, оказывается слишком невнятным, а режиссерское стремление "прояснить" его за счет дописанного финала еще больше все запутывает.

Наверное, по другому в то время и быть не могло, но от этого, право, ненамного легче. Ведь Балтер действительно была очень интересная, неординарная актриса. Я застал ее на сцене уже в совсем не лучших ее ролях - в "Горбуне" Мрожека и в "Чума на оба ваши дома" Горина, но и в этих, мягко говоря, сомнительных спектаклях (допускаю, что "Горбун" на выходе был сильным, как говорят, но то что я видел, восхищения уже не вызывало) она смотрелась достойно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments