Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Аир" ("Татарак") реж. Анджей Вайда (ММКФ)

Актриса Кристина Янда только что похоронила мужа, умершего от рака. Из-за его болезни она откладывала съемки у Вайды, но наконец смогла к ним приступить. Снимают они экранизацию рассказа Ярослава Ивашкевича о любви жены доктора, которая подозревает у себя неизлечимое заболевание, к 20-летнему деревенскому парню. На самом деле помимо сюжета новеллы Ярослава Ивашкевича и собственного текста Кристины Янда, в основе сценария еще и мотивы из рассказа Шандора Мараи, довольно известного в Европе, но не в России, венгерского писателя-эмигранта (уже в очень пожилом возрасте он покончил жизнь самоубийством, если не ошибаюсь, в Париже в 1989-м).

И по структуре фильм организован достаточно сложно: монологи Кристины Янда в полтемной комнате о смерти мужа перемежаются с эпизодами экранизации Ивашкевича и соединяются моментами съемочного процесса. Марта, героиня Кристины Янда в сюжете по Ивашкевичу - женщина средних лет. Двоих сыновей она потеряла на войне, они погибли во время Варшавского восстания. 20-летний Богуслав на войне потерял родителей, его воспитывала бабушка. Во взрослой женщине он видит скорее мать, чем потенциальную любовницу. Взгляд женщины на парня куда более плотский, хотя она тоже отдает себе отчет, что у него есть невеста-ровесница, студентка филфака. Кстати, книга, которую докторша дает почитать Богуславу - "Пепел и алмаз" Ежи Анджеевского, что для Вайды, конечно, своеобразный отсыл к собственному творчеству в наиболее хрестоматийном его образце. Но книгу парень взять забывает - этот образ у Вайды решен абсолютно точно: быдловатый и в, общем-то, тупой деревенский мальчик, уже довольно взрослый телесно, но интеллектуально совершенно неразвитый, отчего и комплексующий - невеста его за это корит. Но с взрослой женщиной он может себе позволить вести себя как ребенок.

Их отношения, впрочем, обрываются трагически: Богусь тонет, пытаясь нарвать для героини аир. В оригинале название этой растущей в воде травы - "татарак", вместе с названием фильма оно переведено на русский как "аир", хотя понятнее, по-моему, от этого не становится (в англоязычном варианте - и вовсе "sweet rush") - героиня говорит, что запах, который издают листья этого растения, если их растереть в пальцах - это аромат смерти. В момент съемок эпизода гибели Богуслава (в аннотации написано, что герой запутался в зарослях, но честно говоря, я этого в фильме не увидел, по-моему, смерть молодого здорового парня, прекрасного пловца, по профессии сплавщика, то есть непосредственно связанного с водой, выглядит абсолютно иррационально, как и должно быть) Кристина Янда, играющая Марту, выныривает на противоположном от того, где располагается съемочная группа Вайды, берегу реки, и убегает, ее подбирает на дороге какой-то водитель, расспрашивает ее: "О чем фильм?" Она не отвечает, хотя "Аир", или "Татарак", как никакая другая картина позволяет ответить на этот вопрос однозначно: о смерти, которая всегда рядом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment