Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Я тебя съем" реж. Софи Лалой (ММКФ)

Мари и Эмма дружили в детстве, но давно стали взрослыми девушками. Теперь Мари живет в провинции с родителями, а Эмма - в Лионе одна, потому что отец умер, а мать куда-то исчезла. Эмма учится на физмате, Мари мечтает стать пианисткой, а из дома далеко ездить на занятия в консерваторию, и она договаривается с Эммой об аренде комнаты. Но Эмма влюбляется в Мари и чем дальше, тем настойчивее пытается навязать ей свои чувства. Мари встречается с парнем-арабом Сами, который тоже учится в консерватории, причем намного успешнее ее самой, потому что Мари некогда заниматься - слишком много сил и нервов уходит на разборки с хозяйкой-соседкой-приятельницей. Мари не выдерживает и съезжает, Эмма клянется, что отступится и даже разрешает Мари поселится у нее бесплатно вместе с Сами, но чувства сильнее ее, снова начинаются намеки, провокации, Сами уходит. В отчаянии Мари пытается напиться и привести в квартиру случайного мужика - Эмма дает мужику деревянной статуэткой по голове и Мари приходится врать полиции, что подруга защищала ее от насильника - мужик оказывается женатым и соглашается не подавать заявление. На экзамене Мари в консерватории Эмма сразу после окончания концерта вскрывает себе вены. События разворачиваются на фоне звучащей за кадром фортепианной музыки: Мари разучивает "Карнавал" Шумана, ее кумир, пианистка, на мастер-класс которой Мари опоздала, потому что Эмма из ревности заперла ее в квартире, играет "Картинки с выставки" Мусоргского (номер "Гном"), в зал, где экзаменуется Мари, Эмма входит под звуки "Паваны на смерть инфанты" Равеля.

Постановщица фильма утверждает, что будучи студенткой сама тоже жила с подругой, но ничего похожего на отношения героинь фильма между ними не было. Однако именно с этой стороны картина выглядит необыкновенно убедительно - мне самому доводилось оказываться в подобных ситуациях, причем и в той, и в другой роли, кроме того, несколько месяцев я прожил в одной комнате (!) с парой лесбиянок и со стороны наблюдал, как быстро и неожиданно они переходят от драк (а дрались мои соседки так, что когда кидали друг друга из угла в угол, бетонные стены дрожали) до примирений и объятий. Героиня фильма Эмма - непредсказуема, лжива и агрессивна, как все лесбиянки. И все же режиссер явно отождествляет себя с ней, а не с Мари. Исильд ле Беско, которая играет Эмму, безусловно держит своей харизмой весь фильм, Жюдит Дэвис в роли Мари смотрится на ее фоне довольно бледно. И неизвестно еще, кто здесь "пострадавшая сторона", потому что, в конце концов, если бы Мари так уж была невыносима вся эта ситуация, она бы ушла сразу и уж тем более не стала возвращаться. Однако она хоть и нехотя, принимает ухаживания Эммы, Сами она не любит и сама ему об этом говорит, а Эмме позволяет иногда себя ласкать, ложиться с ней в постель - как будто где-то в глубине души получает удовольствие от ее страданий. А уж что испытывает Эмма - я легко могу себе представить, я не понаслышке знаю, какие мысли приходят в голову, когда за стеной человек, которого ты любишь, занимается любовью с другим.

Интрига, впрочем, неоригинальная, реализованная в том числе и в одном из любимейших моих фильмов "Одинокая белая женщина". Там, правда, жертвой "приживалки" (Дженифер Джейсон Ли) оказывалась хозяйка квартиры (Бриджит Фонда), и криминальная сторона дела не ограничивалась ударом случайного пьяного гостя деревяшкой по башке без серьезных последстий для здоровья и банальной царапиной на венах, поперечной и не в воде, так что вряд ли Эмма хотела всерьез умереть, скорее, это был акт демонстрации отчаяния. Но на самом деле замкнутое пространство - только средство выявить отношения персонажей с наибольшей остротой (как, скажем, в съемных квартирах проявляется раздвоение личности героев фильмов Романа Полански), а вовсе не обязательное условие для такого рода конфликта. Его суть - шире: один человек впускает в свою жизнь (не только непосредственно в дом) другого - а зачем? чего он от него ждет взамен? и вправе ли ждать?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments