Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Первый отряд" реж. Ёсихару Асино (ММКФ)

Мне вполне чужда культура манга и я не люблю и плохо знаю "аутентичное" анимэ - тем большим потрясением для меня оказался "Первый отряд". Ну, может, потрясение - это не совсем точно, потому что ничего во мне он не перевернул, но и просто "удовольствие" - это тоже слишком мало, я в восторге, в состоянии эйфории. Надо было бы спросить у сценаристом Миши Шприца и Алеши Климова, не они ли пишут за Пелевина. Они и за Быкова могли бы - но он точно пишет сам, и жалко, что его на показе не было, лучше бы он пришел на "Первый отряд", а то накануне на "Царе", где он сидел прямо у меня за спиной вместе с Жолковским, на середине показа ему пришлось уступить место своей только что подошедшей даме, а самому по-молодежному разлечься прямо на полу в проходе.

1942 год. Оккультные спецслужбы СССР и Германии ведут незримый бой, но методы у них противоположные: Анненербе вызывает духов с "той стороны", а Шестой отдел, наоборот, старается заслать "на ту сторону" как можно больше своих агентов. Пионерка Надя - потомственная ясновидящая, ее погибшие родители тоже работали на разведку, единственная уцелевшая из Первого отряда, который готовили для этой миссии. Во время "командировки" на фронт под прикрытием агитбригады она была контужена, но подобрана православным монахом, который выходил ее в лесном скиту и отправил в Кремль к генералу Белову. А тот, в свою очередь, отправляет ее в иной мир - к погибшим друзьям, пионерам-героям из Первого отряда, чтобы когда настанет Момент Истины, они могли противостоять вызванным с того света нацистами рыцарям барона фон Вольфа, погибшего семью веками ранее в 1242 году на льду Чудского озера.

Поразительно, что при всей заведомой ироничности сюжета фильм в целом - ни капельки ни трэш, а очень тонкая, умная, с большим вкусом придуманная и исполненная стилизация под такие популярные сегодня псевдодокументальные "исторические хроники", "фильмы расследования" и т.п., в том числе и по структурно-композиционному решению - кинохронику заменяет анимация, а мультипликационные эпизоды перемежаются монологами "экспертов" - историков, психологов, ветеранов, которые отлично сыграны в большинстве случаев неизвестными актерами (особенно "хорош" бородатый историк-патриот, которому без труда можно подобрать десятки прототипов типа Дугина), хотя среди них есть, например, вполне узнаваемый в образе психолога Георгий Мартиросян. При этом и "экспертные мнения", и даже анимированная картинка при всей фантастичности на уровне содержания поражают достоверностью и убедительностью, вплоть до топографии Москвы, где, скажем, станция метро, куда спускается девочка Надя, спасаясь от парочки нацистских диверсанток - не абстрактная подземная платформа, а конкретный интерьер "Маяковской", то же касается и фасада Белорусского вокзала, и даже окружающих его домов - все максимально точно, и это особенно удивительно, учитывая, что визуальное исполнение фильма лежало на японцах.

При всем том развлекательно-стебным аспектом содержание "Первого отряда" не исчерпывается, и имена мэтров российской беллетризованной публицистики, Пелевина и Быкова, мне вначале пришли на ум не случайно, в этом жанре уже давно разрабатывается тема оккультно-мистической подоплеки деятельности советских и российских спецслужб ("Омон Ра", "Священная книга оборотня", "П5"; "Оправдание", "ЖД"), так что придуманный Климовым и Шприцем (или Шприцом?) Шестой отдел с его краснозвездной пентаграммой возник не на пустом месте. В этом контексте меня особенно заинтересовал момент сюжетной линии Нади, связанный со смертью ее родителей, тайна которой, возможно, будет раскрыта в следующих сериях (продолжение планируется, но "Первый отряд" делался пять лет, так что когда выйдет следующая серия - неизвестно), а пока остается только предполагать, что когда генерал-майор Белов сообщает Наде, что ее родители погибли "еще до войны на задании" (православный схимник, присутствующий при этом, заметно хмурится, но молчит), он знает нечто большее. Например, что Надины папа с мамой действительно были советскими разведчиками, и как многие их невыдуманные коллеги стали жертвами репрессий. Но были ли это "репрессии" или, как предполагают персонажи быковского "Оправдания", нечто другое - например, связанное, если возвращаться к сюжету "Первого отряда", "командировкой" лучших кадров в иной мир? Водитель, что везет Надю по полуразрушенной бомбежками Москве, знал ее родителей, но едва он начинает рассказывать ей о них, его убивают - нацистские диверсантки. Так что эта фэнтези-аниме может быть увидена и "прочитана" под самым разным углом, от публицистического до историософского. Хотя это не отменяет, что многие моменты вызывают просто по-детски радостный хохот. Как, например, когда Надя открывает свой шкафчик, где она должна обнаружить все, что ей необходимо для заброски в иной мир, и находит там волшебный меч, пионерский галстук и розового медвежонка, подаренного ей в мирное время товарищем по отряду пионером Леней во время прогулки по парку аттракционов ВДНХ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments