Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Оратория Аурелии", компания "Маленькие часы", реж. Виктория Тьере-Чаплин (Чеховский фестиваль)

Я уже запутался генеалогии семейства Чаплин по линии Виктории - московские сцены с легкой руки Чеховфеста заполонили сразу несколько поколений, сначала я решил, что Аурелия Тьере - правнучка Чарли, а режиссер ее спектакля - внучка, дочь Джеймса Тьере и Виктории Чаплин, которые показывали свой "Невидимый цирк", потом вроде выяснилось, что Виктория Чаплин, участница "Невидимого цирка", и Виктория Тьере-Чаплин, постановщик "Оратории Аурелии" - одно и то же лицо, почему-то по-разному обозначенное в печатное продукции фестиваля. И поскольку "Невидимый цирк" был полной ерундой, к "Оратории Аурелии" я поначалу тоже отнесся без энтузиазма. Так что был удивлен, что в отличие от "Невидимого цирка", "Оратория", при том что использованные в ней приемы тоже восходят к эстетике театральной клоунады, представляет из себя не бессвязный набор разнородных номеров, а достаточно целостное зрелище, по крайней мере, логически объединенное сквозной темой и разветвленной системой лейтмотивов. Тема спектакля - а "Ораторию Аурелии", в отличие от "Невидимого цирка", по крайней мере, можно рассматривать как спектакль - человек в мире вещей. Герои (помимо Аурелии Тьере в постановке участвуют танцовщик Джейми Мартинес и несколько исполнительниц азиатского происхождения) играючи управляют предметами мебели, одежды, обихода - но на самом дели это неодушевленные предметы играют с людьми: героиня появляется из комода, постепенно собирая себя по частям-конечностям из отдельных "деталей", вываливающихся из разных ящиков; воздушный змей тащит за собой на веревочке "летучую" Аурелию; оживший пиджак навязывает сначала танец, а потом потасовку ее партнеру; занавес так просто беснуется; куклы оказываются в качестве зрителей представления, где персонажем кукольного театра в "вертепе" становится героиня "Оратории". Аурелия играет на своеобразном "органе", состоящем из будильников и ходиков, а уже в следующей сцене сама превращается в "песочные часы", и ее туловище, переходя в сыпучее состояние, пересыпается песком в "юбку"-колбу, а партнер-танцовщик собирает песок в совок, бросает в тот же комод, что был в начале - и из него снова появляется героиня, замыкая, размыкая и снова замыкая круговорот живого-неживого. Существование человека в мире - это неуклонное движение от живого к неживому, жизнь в этом процессе представляется кратковременным, и от того особенно удивительным явлением, чудом. Неслучайно одним из образов-лейтмотивов спектакля становятся часы. Время исполняет свою "пьесу", и в финале "Оратории" Аурелия, одетая в странное платье с "туннелем" на груди застывает в неподвижности, пропуская буквально через себя едущий по кругу игрушечной железной дороги заводной паровозик. Другое дело, что напоминать про "жизнь как чудо" было бы лучше через чудо театральное, а в этом смысле "Оратория Аурелии" уступает по оригинальности и изобретательности конкретных номеров даже трансформациям на уровне тело-предмет, которые показывает "бабушка" Чаплин в "Невидимом цирке" вперемежку с дурацкими фокусами своего супруга. Номер с веером, над которым исполнительница "Оратории Аурелии" сама трясет головой, прямо заимствован из "Невидимого цирка", и хотя до "Невидимого цирка" этот прикол был отработан сотню раз в цирке, театре и кино, такой лобовой, если не сказать бессовестный (в рамках одного-то фестиваля!) внутрисемейный самоповтор - это уже нечто неприличное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments