Умные вроде бы люди - ведь понимают же, что к чему. Что же получается - врут? Врут. Наверное, в первую очередь себе - но ведь не только себе, они ведь и публично врут. Снимают говно, а потом говорят: ах, нет поддержки, ах, Голливуд проклятый все заполонил, ах, давайте американцев прижмем и будем патриотами. А у самих "зимние квартиры" у одного в Швеции, у другого в Германии. Бурляев хотя бы просто сумасшедший православный фашист, с него взятки гладки, а эти... Неловко за них и обидно как-то. Я при всей человеческой симпатии к Дыховичному ни одного его фильма, кроме разве что "Прорвы", не могу смотреть без скуки и недоумения. "Вдох-выдох", между прочим, я видел в прокате, в кинозале, в обычном попсовом мультиплексе на северной окраине Москвы, и на сеансе одновременно со мной сидела только одна тетенька предпенсионного возраста. Виноваты продюсеры, прокатчики, законодатели, Голливуд - а режиссер ни в чем не виноват, он парит в эмпиреях и самовыражается.
Правильно абсолютно - художник самовыражается и точка. Но тогда самовыразился - и отдыхай, съезди к чернокожему внуку в Германию, прежде чем у бескорыстных спонсоров денег на следующее самовыражение просить. А ему зрительской любви хочется тоже. Припоминаю одно ток-шоу, давнее-предавнее, случившееся еще в отсутствии проката, где Дыховичный и Меньшов рассуждали на тему кино массового и элитарного, "не для всех" и "для всех", и Дыховичный в качестве аргумента в споре припомнил Меньшову, как тот ему за дипломную короткометражку поставил "тройку". Спор этот - пустой, потому что от количества зрителей качество уже готового фильма определенно не зависит. И шедевры могут быть блокбастерами (а блокбастеры, соответственно - шедеврами), и опус, который видело полтора человека на спецпоказе - полным дерьмом оказаться. По моим наблюдениям, дерьма среди артхаусных поделок ничуть не меньше, чем шедевров среди коммерческих. И более того - не только от кассы, но и от идейных убеждений режиссера качество собственно фильма тоже не зависит. Никита Михалков мне определенно менее симпатичен, чем Дыховичный, а "12" вызывает куда большее отвращение, чем "Вдох-выдох", но в моем зрительском опыте и в культурной памяти даже "12" (я не говорю про "Рабу любви" или "Родню") занимает место несопоставимо большее, чем все картины Дыховичного вместе взятые, включая и любимую мной "Прорву".
Кажется, даже Берману с Жандаревым позиция гостя, которая в самом мягком фольклорном варианте формулируется как "и рыбку съесть, и на велосипеде покататься", не вполне близка (что-то они докопались до участия в последней картине Дыховичного Татьяны Лазаревой, Сергея Шнурова и Ксюши Собчак - ну а что, Дыховичный снимает "кино не для всех", Собчак не все любят, значит - это кино не для тех, кто любит Собчак), и спрашивали больше про жен - которых было три и все Ольги, первая - дочь члена Политбюро ЦК КПСС, последняя - на 33 года моложе, что позволяет Дыховичному без лукавства говорить: "Я живу с новым поколением".