Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Иван Дыховичный в "На ночь глядя"

Как заметил персонаж одного хрестоматийного произведения, с умным человеком и поговорить приятно. Ну или просто послушать. Наша преподавательница по Эстетике (был ведь у нас такой специальный предмет - Эстетика... обосраться можно), которая, вообще-то, официально числилась на кафедре философии и культурологии в должности лаборантки, вместо лекций тупо ставила нам видеокассеты с "Уловкой 22" и уходила по своим делам, отметив предварительно отсутствующих. Дыховичный, конечно, умница, программа у него была интересная, фестиваль "Завтра" он на пару с Давлетьяровым сделал отличный. Но, блядь, как только речь заходит о его собственных фильмах - начинается: засилье голливудской продукции, поп-корн, необходимость квот и специальных отчислений от сборов в пользу национального кинематографа - никакой разницы с тем, что говорят на своих раденияхпо тому же поводу Михалков или, не к ночи будь помянут, Бурляев какой-нибудь. И мне в таких случаях всегда интересно: а что, Дыховичный при всем своем уме и сообразительности действительно думает, что если бы продюсеры вели себя иначе, если были бы другие законы, если бы его фильмы выходили в широкий прокат большим количеством экранов и сеансов - они бы собирали залы и делали кассу? Или их надо продвигать в народ независимо от доходов, из соображений, так сказать, просветительских? Это как Сэм Клебанов недавно - выпустил "Горячие новости", очень, кстати, широко выпустил, которые тут же провалились по полной программе, а потом блестяще, тонко, умно объяснил всему прогрессивному человечеству причины провала, расписал по пунктам все, от дурной репутации российских фильмов до хорошей погоды, которая погнала зрителей из кинотеатров (что, правда, не помешало почему-то успеху "Людей Икс" - но, видимо, на них ходили просто пожрать поп-корн).

Умные вроде бы люди - ведь понимают же, что к чему. Что же получается - врут? Врут. Наверное, в первую очередь себе - но ведь не только себе, они ведь и публично врут. Снимают говно, а потом говорят: ах, нет поддержки, ах, Голливуд проклятый все заполонил, ах, давайте американцев прижмем и будем патриотами. А у самих "зимние квартиры" у одного в Швеции, у другого в Германии. Бурляев хотя бы просто сумасшедший православный фашист, с него взятки гладки, а эти... Неловко за них и обидно как-то. Я при всей человеческой симпатии к Дыховичному ни одного его фильма, кроме разве что "Прорвы", не могу смотреть без скуки и недоумения. "Вдох-выдох", между прочим, я видел в прокате, в кинозале, в обычном попсовом мультиплексе на северной окраине Москвы, и на сеансе одновременно со мной сидела только одна тетенька предпенсионного возраста. Виноваты продюсеры, прокатчики, законодатели, Голливуд - а режиссер ни в чем не виноват, он парит в эмпиреях и самовыражается.

Правильно абсолютно - художник самовыражается и точка. Но тогда самовыразился - и отдыхай, съезди к чернокожему внуку в Германию, прежде чем у бескорыстных спонсоров денег на следующее самовыражение просить. А ему зрительской любви хочется тоже. Припоминаю одно ток-шоу, давнее-предавнее, случившееся еще в отсутствии проката, где Дыховичный и Меньшов рассуждали на тему кино массового и элитарного, "не для всех" и "для всех", и Дыховичный в качестве аргумента в споре припомнил Меньшову, как тот ему за дипломную короткометражку поставил "тройку". Спор этот - пустой, потому что от количества зрителей качество уже готового фильма определенно не зависит. И шедевры могут быть блокбастерами (а блокбастеры, соответственно - шедеврами), и опус, который видело полтора человека на спецпоказе - полным дерьмом оказаться. По моим наблюдениям, дерьма среди артхаусных поделок ничуть не меньше, чем шедевров среди коммерческих. И более того - не только от кассы, но и от идейных убеждений режиссера качество собственно фильма тоже не зависит. Никита Михалков мне определенно менее симпатичен, чем Дыховичный, а "12" вызывает куда большее отвращение, чем "Вдох-выдох", но в моем зрительском опыте и в культурной памяти даже "12" (я не говорю про "Рабу любви" или "Родню") занимает место несопоставимо большее, чем все картины Дыховичного вместе взятые, включая и любимую мной "Прорву".

Кажется, даже Берману с Жандаревым позиция гостя, которая в самом мягком фольклорном варианте формулируется как "и рыбку съесть, и на велосипеде покататься", не вполне близка (что-то они докопались до участия в последней картине Дыховичного Татьяны Лазаревой, Сергея Шнурова и Ксюши Собчак - ну а что, Дыховичный снимает "кино не для всех", Собчак не все любят, значит - это кино не для тех, кто любит Собчак), и спрашивали больше про жен - которых было три и все Ольги, первая - дочь члена Политбюро ЦК КПСС, последняя - на 33 года моложе, что позволяет Дыховичному без лукавства говорить: "Я живу с новым поколением".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments