Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Терминатор-4: Да придет Спаситель"

Из фантастических саг "Терминатор" мне изначально не слишком был близок (не то что "Чужие"), а без терминатора-Шварценнегера - как говорится, все равно что брачная ночь без невесты, и я боялся, что это будет тупой и скучный боевик, еще хуже, чем предыдущая часть. Но уже минут через десять после начала стал смотреть фильм совершенно другими глазами, чего не было даже тогда, когда molly00 в восьмом классе приобщала меня посредством своего видеомагнитофона к сокровищницам мировой культуры ("Терминатор", "Звездные войны", "Красотка"). Шварценеггер, впрочем, появляется ближе к концу, весь роботообразный и оцифрованный, голый в полный рост (но это как раз зрелище на любителя), на пару минут - для очередной "последней битвы". Здесь он снова "плохой терминатор", как в первой части. Вообще "Да придет Спаситель" удачно замыкает сюжет тетралогии, я бы даже сказал, трилогии, потому что "Терминатор-3" - не в счет, это так, дивертисмент, где побочный конфликт (противостояние робота-женщины роботу-мужчине) явно вытесняет основной. В четвертом же фильме он не просто возвращается, он выходит на новый (для данного формата) уровень осмысления проблемы границ человеческого в человее.

О том, как подвижна и неявна грань между человеком и животным, речь шла начиная с архаичных хтонических мифов и вплоть до литературы 20 века, до Кафки, Булгакова, Ионеско и т.д. Проблема разграничения человеческого и механического возникла тоже вовсе не в 20-м веке, а гораздо раньше, где-то в конце 18-го (с историко-культурной точки зрения это стало реакцией на кризис Просвещения и ужасы доведенного до настоящего людоедства рационализма Великой французской революции), проявилась у романтиков (особенно у Гофмана), ну а в 20-м веке просто была осмыслена уже в жанре научной фантастики (Азимов большую часть своих книг написал об этом). В "Терминаторе-4" эта триада животное-человек-механизм представлена с максимальной для высокотехнологичного голливудского блокбастера наглядностью. С одной стороной стороны - агрессивный и безжалостные машины. С другой - обезумевшие люди, ради собственного выживания готовые убивать себе подобных. Человек 21 века - тонкая грань между животным и роботом, между инстинктом и алгоритмом. Грань, определяющаяся отнюдь не физиологическими параметрами. Маркус Райт (Сэм Уорингтон) - получеловек-полумашина, чисто технически - больше машина, но, как сказали бы герои Булгакова, сердце у него как раз человеческое, и ведет он себя как человек, в финале отдавая свое сердце умирающему Конору. Зато руководители сопротивления, поднимая восстание против машин, сами ведут себя как роботы, и их рационализм оказывается губителен. Джон Конор (Кристиан Бейл) - некий эталон человека будущего, который постоянно обращается к прошлому за советом (слушает магнитофонную запись, оставленную его матерью Сарой), а в настоящем пытается сохранить, соединить "связь времен", спасая своего будущего отца, которым в прошлом предстоит стать юному Кайлу Рису. Кайла играет Антон Ельчин, который теперь спасает человечество во всех блокбастерах сразу, но актер он действительно серьезный и, что интересно и приятно, в "Терминаторе-4" он совсем не повторяется по отношению к своей роли в "Звездном пути", там он - лопоухий вундеркинд, здесь - куда более серьезный, мужественный, к началу действия фильма уже многое вместе с немой чернокожей девочкой переживший в лос-анджелесском убежище.

Другое дело, что идея в фильме развита не слишком тонко, и напрягают не столько стрелялки-взрывалки, для такого жанра объяснимые и даже необходимые, сколько сентиментальность самого дурного толка, которую авторы пытаются выдать за подлинную "человечность".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments