Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"2АССА2" реж. Сергей Соловьев

Накануне я не поленился и поискал в Яндексе первые отзывы от прошедшей накануне в Доме кино вечерней премьеры фильма. Нашел один очень экспрессивный - с формулировками типа "нефеерическая хуйня", предположениями, что разжившись бюджетом под "Ассу", Соловьев большую часть средств истратил на завершение "Анны Карениной", а "Ассой" лишь прикрывался, и инвективами по адресу лично Соловьева, якобы говорившего долго, нудно и читавшего по бумажке список съемочной группы, - но при этом при всем вроде бы достаточно дельный. Я еще подумал, что, должно быть, так будут реагировать на "сиквел" те, для кого оригинальная "Асса" - явление культовое и не только эстетическое, но и общекультурное, социально-политическая в том числе. С другой стороны, когда мы на следующий день смотрели "Ассу-2" в комфортных условиях прохладного и полупустого зала, после краткой и толковой вступительной речи Соловьева, одна моя знакомая всплакнула сначала непосредственно во время сеанса, потом, на выходе, просто разрыдалась и пустилась в воспоминания о том, что для нее значит первая "Асса", и до конца вечера - сначала на тайваньском "Курсиве", потом на встрече с Жанти (маршруты представителей московского театрально-киношного полусвета пересекаются по нескольку раз на дню), то и дело возвращалась к впечатлениям от фильма. Мне намного проще - для меня перестроечная "Асса" не просто не является значительным событием в моей собственной биографии, я ее даже задним числом, как сторонний и малозаинтересованный зритель, выдающимся кинопроизведением не считаю, и когда я пересматривал ее в последний раз, она показалась мне всего лишь провозвестницей т.н. "тусовочного кино" 1990-х, не больше и не меньше:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/752880.html?nc=6

Так что если "Асса" двадцатилетней давности была "пионерской зорькой" жанра "тусовочного кино", то нынешняя "2АССА2" - его декаданс, точнее, постдекаданс, когда даже ощущение упадка реконструируется искусственно, поскольку и сам упадок уже в прошлом, дальше падать некуда. В этом контексте надо рассматривать и соответствующим образом расценивать как использование кадров из первой "Ассы" и из свежей "Анны Карениной", так и участие в проекте "странного" на первый взгляд, но для избранного Соловьевым формата безупречно логичного дуэта Сергея Шнурова и Юрия Башмета, как эпиграф из Дмитрия Кузьмина, так и спонсирование фильма правительством Ханты-Мансийского округа, в последнее время выступающим прямо-таки в роли меценатов эпохи Ренессанса.

При всех для неподготовленного взгляда аномалиях сюжета и киноповествования "2АССА2" намного проще, чем может показаться, и проще, чем исходная "АССА". Соловьев довольно открыто говорил во вступительнром слове: мол, фильм об исторической цене, которую надо платить за желаемые перемены, о том, что те перемены, которых требовали двадцать лет назад, ныне "устаканились в устойчивые исторические формы, в которых нам жить долгие годы", и все это называл оптимизмом, потому что "пока в стране есть такие люди, как Башмет и Шнур..." - ну если это такой оптимизм, то я пас, но дело не во мне, конечно, а в том, что фильм действительно эти положения весьма наглядно иллюстрирует. Он начинается с финала "Ассы", где Цой поет "Перемен требуют наши сердца", и тут же план сменяется на выступление Шнурова - а в песне Шнурова декларируется "Мы уже не ждем перемен (...) и незачем жать курок", тогда как в середине фильма песня Цоя про перемена звучит снова уже в исполнении участвующей в шоу "Ты - суперстар" Надежды Кадышевой, которой внимают Гарик Харламов, Серега и наш любимый Соседушка. Более пошляческой иллюстрации пошлячества придумать невозможно - вот Соловьев и вопроизводит современность в формах самой современности. Шестерка убитого Крымова превратился в полоумного олигарха Бабакина (Александр Баширов), проживающего в Италии. Алику из тюрьмы в конце 80-х вытащил режиссер Петр Горевой, приехавший снимать докфильм "Легко ли женщине на зоне", а снявший в итоге "Черную розу - эмблему печали", и теперь, спустя годы, снимающий "Анну Каренину", с Аликой, естественно, в главной роли - а Алика еще в тюрьме сидючи за убийство Крымова, спасалась от застеночного ужаса в потрепанном томе Толстого, который ей велел швырнуть начальник зоны за неимением никаких других книжек под рукой. И вот спустя годы законная дочь Крымова, Ольга (Олеся Судзиловская), связанная с олигархами-бандитами, этот фильм сначала спонсирует, потом "сливает", а после того, как героиня Татьяны Друбич, она же Алика, она же Анна Каренина, не шутя бросается под поезд, решает восстановить проект, но заодно убить режиссера Горевого.

Разборки режиссера с инвесторами, составляющие, если отбросить сюрреалистическую фанаберию, основное содержание "Ассы-2" - тема, судя по всем, для Соловьева настолько болезненная, что когда доходит до нее, мэтру отказывают остатки вкуса, разума и профессионализма. Спасение от бандитов-олигархов (а вы, кстати, обращали внимание, что либеральные интеллигенты олигархов, за исключением сидельца Ходорковского, ненавидят еще больше, чем "кровавую гэбню", хотя, казалось бы, именно на олигархах держалась т.н. "реальная демократия" в столь любимые ими 90-е?) творческий человек находит в сообществе столь же одухотворенных единомышленников, которые в фильме представлены содружеством Юрия Башмета, играющего дирижера Артема Белого, Сергея Шнурова в роли самого себя и примкнувшей к ним Кати Волковой. Уже ради того, чтобы увидеть, как Башмет бьет морду скинхеду (а он в фильме и дерется, и выпивает со Шнуром, и подыгрывает ему на синтезаторе, и чего только не - а по сюжету они должны вместе музыку к "Анне Карениной" писать), стоит, наверное, глянуть на этот "музыкальный триллер", как определил жанр сам Соловьев, хотя правильнее было бы назвать его криминальным фильмом-концертом, каким была и первая "Асса".

Что касается продолжения сюжетных линий исходного фильма - с этим все, вроде, ясно, предсказуемо и не слишком увлекательно: после самоубийства Алики-Карениной-Друбич режиссера Горевого убивают по приказу Ольги, ее мать сидит в провинциальной психушке в России, а сама она - в Италии на роскошной вилле ("здесь когда-то снимал Висконти, а теперь живет Оленька" - говорит про виллу Бабакин, хотя продолжить хочется "а теперь снимает Соловьев", кстати, вилла снята на цифру, подобно туристскому видео, и при это как будто в картонных декорациях), и в честь своего отца (эпизод смерти персонажа Говорухина в окровавленной ванной на протяжении фильма повторяется раз пять или шесть) она называет свежеотстроенный корабль, то есть Андрей Крымов теперь - человек и пароход. Вот только Бананана жалко - он и в первом-то фильме был единственный персонаж, кто вызывал хоть какое-то человеческое участие, а здесь он то ли в шутку, то ли всерьез, то ли мальчик, а то ли виденье, оказывается торговцем семечками, подсолнечным - хотя и подпольным - олигархом, который сидя на рынке через компьютер контролирует потоки подсолнечных семечек: когда по приказу Крымова его убили и утомили, то по договоренности с врачами-экспериментаторами тело вытащили, пустили на органы, а голову отрезали и окунули в питательные раствор, где она впоследствии пришла в себя и ее заново пришили к телу убитого уголовника. Не знаю, метафора ли это постсоветской истории, чисто игровая фантасмагория, или просто прикол тупой - но кто-то матерится, кто-то рыдает, а мне по фигу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments