Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Вся жизнь перед глазами" реж. Вадим Перельман

Фильм шел в прокате одной или двумя копиями и только в парадизовских кинотеатрах, куда я не хожу. Но по ТВ его показали довольно оперативно. 17-летняя школьница Диана зашла с подружкой перед уроком в туалет, туда ворвался их одноклассник с автоматом, уже успевший перестрелять многих, включая учителя, и предложил девушкам выбрать, которая останется жить, а которую он убьет. Спустя 15 лет Диана - преподаватель истории искусств и рассказывает студентам о живописи импрессионистов, она замужем за профессором философии, исследующем категорию совести, у нее растет дочь Эмма. На самом деле Диана погибла тогда, ее застрелили в туалете, причем она сама так захотела. Ее подруга готова была пожертвовать собой ради нее, но Диана решила, что подруге, девушке правильной, скромной христианской девственнице, стоит жить дальше, а ей, брошенной любовником шлюхе и убившей в зародыше ребенка - нет. Правда, о ее решении становится известно в финале фильма, а до того мы наблюдаем, как повзрослевшая и состоявшаяся, насколько возможно, в семейной и профессиональной жизни Диана мучительно вспоминает давнюю трагедию и повсюду видит призраков из прошлого.

Искусственность интриги жонглированием внутренней хронологией и подменой реальных эпизодов воображаемыми искупается лишь отчасти - ход с альтернативным развитием событий в будущем неоднократно использовал в своих пьесах еще Пристли много лет назад, а после него многие другие, фильм Перельмана по роману Лауры Козицки в этом смысле слишком вторичен. К тому же если бы учительская формула "сердце - самая сильная мышца" (ее озвучивает тот преподаватель, которого застрелили, а потом повторяют на все лады главные героини-подруги) звучала на протяжении фильма ну хотя бы два раза, а не четыре или не пять, идея картины вряд ли стала бы менее доходчивой, и полотно Гогена, о котором воображаемая взрослая Диана рассказывает своим студентам, необязательно должно было называться "Кто мы, откуда, куда идем?",произведение художника с более нейтральным и менее "философским" названием ничуть не отразилось бы на общем понимании серьезности режиссерской задачи. К тому же Ума Турман, которая играет погибшую героиню в возрасте, которого она могла бы достигнуть, если бы выжила, на эту роль, как мне показалось, не годится, для нее здесь недостает экшна и эксцентрики, а вне игровой эстетики Ума Турман неизбежно скатывается в мелодраматическую пошлятину, тогда как Эван Рэйчел Вуд, играющая 17-летнюю Диану, после аборта и расставания с отморозком-любовником только-только познакомившуюся с перспективным философом и названивающая ему, но пока нарывающуюся лишь на его служебный автоответчик, настолько убедительна, что между ней и Турман возникает слишком значительный диссонанс.

Общий посыл фильма тем не менее мне понятен и близок. Как и в "Доме из песка и тумана", Перельман здесь напоминает о том, что существование иллюзорно, а счастье зыбко. Героини "Вся жизнь перед глазами" все ждут, что вот-вот начнется настоящая жизнь - а ведь совсем не факт, что она вообще начнется. Даже если просто захочешь в туалет - обратно уже можешь и не выйти. И неизвестно еще, что сталось с выжившей подругой Дианы, действительно ли она, как та думала, вышла замуж и нарожала детей, это ведь тоже совсем необязательно и вряд ли случайно, что Перельман ничего на сей счет не сообщает, может, подруга от испытанного шока повредилась в уме и закончила дни в психушке, невменяемой и потерявшей веру девственницей. Или наоборот, убедилась, что жизнь коротка, и пустилась во все тяжкие, забыв про страх и про совесть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments