Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Циники" реж. Дмитрий Месхиев, 1991

Удивительный тандем Валерия Тодоровского-сценариста и Дмитрия Месхиева-режиссера, двух из трех главных кинодеятелей своего поколения (третий - Алексей Балабанов). Как и все фильмы начала 90-х, "Циники" сняты на бандитские деньги (продюсер - Марк Рудинштейн), как и все, не выходил в прокат, которого тогда уже и еще не было - но в отличие от многих других, сейчас всплывающих как обломки Атлантиды, сразу показанный по ТВ, запомнившийся сразу и многократно повторяемый. На момент его появления "военный коммунизм" и НЭП воспринимались как публицистически злободневные явления, поскольку не понятно было, чего именно из них можно ожидать со дня на день (в картине есть эпизод, где герой Андрея Ильина, преподаватель истории, читает лекцию о каменном веке, а слушатели-матросы возмущаются: "Контрреволюция!"), сегодня этот момент отчасти остался, но интереснее смотреть "Циников" как редкое по совершенству воплощение в кино прозы 1920-х годов - а "Циники" в этом смысле стоят в одном ряду с "Завистью" Олеши, с "Красным деревом" Пильняка, с романами Вагинова (все эти тексты создавались практически в одно и то же время - конец 20-х-начало 30-х). Экспериментальный характер романа, монтаж коротких главок как основной композиционный прием, конечно, в экранизации не ощущается - киноповествование выглядит вполне традиционным (хотя, скажем, эпизод ареста нэпмана Докучаева-Виктора Павлова и его прощания с женой-Екатериной Васильевой стилизован под документально-пропагандистская хроника того времени), кроме того, Тодоровский, конечно, переставил акценты - но так аккуратно и тонко это сделал, что суть первоисточника от этого проявилась еще ярче. Голод, холод, печки-буржуйки, которые приходится топить книгами, черный рынок - и тут же картины Кандинского, Филонова, Малевича, роскошные нэпмановские рестораны. Мои "любимые" советские 1920-е.

Мариенгофа мало читают как поэта и еще меньше как прозаика, в лучшем случае - как мемуариста, и в культурной мифологии он останется, видимо, прежде всего сожителем Есенина (а учитывая отчетливо православный крен в современном "есениноведении" - и в этом качестве не останется). Но как кино "Циники" - это "живая классика", и безусловно, лучшая работа Месхиева. Смотришь десять, пятнадцать раз - оторваться невозможно.

Не единственная, но одна из интересных тем фильма: русские интеллигенты - проститутки по призванию, и в переносном смысле, "политические", и в самом буквальном. Разумеется, страдающие проститутки - "сони мармеладовы". ероиня Дапкунайте, дочь эмигрировавших богачей, спит сначала с большевиками, потом с нэпманами - как будто по расчету, но не ради себя, к примеру, нэпманские деньги передает в фонд помощи голодающим Поволжья.

А странно сегодня видеть в таком выдающемся фильме, помимо умерших (Павлов) и свихнувшихся (Васильева) мэтров, и все меньше серьезно работающих Юрия Беляева и Ирины Розановой, таких еще молодых, и за пятнадцать лет вышедших в тираж нынешних звезд сериалов и ледовых шоу в главных и по-настоящему выдающихся ролях - Ингеборга Дапкунайте, Андрей Ильин, скурвившийся на ролях милиционеров Сергей Баталов, 20-летний Михаил Трухин, у которого здесь всего пара эпизодов, но каких эпизодов - он играет Гогу, младшего брата главной героини, Ольги, уходящего добровольцем на Дон - впоследствии его расстреляет один из любовников сестры, большевистский командир. Его последний разговор с сестрой:
- Я люблю свою Родину!
- Это оттого, Гога, что ты не кончил гимназию!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments