Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дыхание жизни" Д.Хэйра в МХТ им. А.Чехова, реж. Е.Невежина

Бывшая жена приезжает в гости к бывшей любовнице своего бывшего мужа на остров Уайт. Муж уехал с новой молодухой в Америку, а две старухи ночь напролет перетирают прошлое. О Хэйре в последнее время много говорили в связи с "Чтецом", но "Чтец" - адаптация, тогда как "Дыхание жизни" претендует на некую оригинальность, хотя пьеса - глубоко вторичная. Если в ней и заложены какие-то содержательные моменты - жена, Фрэнсис, всю жизнь была домохозяйкой, но потом превратилась в писательницу; любовница, Мадлен, напротив, была "идейной", боролась в "буржуазностью", "протестовала" в 60-е, чтобы потом доживать век благополучнйо буржуазной жизнью на острове "стариков" - то они, во-первых, не слишком актуальны, а во-вторых, в современном российском контексте нечитаемы. От пьесы, по сути все же больше "идейной", чем "психологической" (неслучайно же одна из героинь - писательница в настоящем, а другая - "борец за улучшение мира" в прошлом), осталась лишь пребанальнейшая мелодраматическая подоплека: мужик в конце концов предпочел молодую, а не одну из двух старух, независимо от их социального статуса и политических убеждений. Трактовка тупая, но другой режиссер актрисам не предложила - оставила пьесу на откуп исполнительницам, талантливым и опытным, но им явно не до конца понятно, про что и зачем они играют. Наталья Тенякова (Фрэнсис, жена) чуть в более выигрышном положении, чем Алла Покровская (Мадлен, любовница) - но потому лишь, что ее роль почетче прописана автором. Режиссура же сводится к тому, что актрисы время от времени ходят от одного предмета мебели к другому, что-то пьют и едят - быта в спектакле тоже хватает. Да, еще паузы между картинами (Фрэнсис, придя в дом к Мадлен, засыпает на диване и пропускает паром; проснувшись, они пьют пиво; дальше, после антракта, разговаривают до четырех утра; и утром, выпив кофе, Мадлен провожает Фрэнсис на паром) заполняются видеозарисовками городских сценок, с кроликами и котятами, вагонами метро и мостовыми - под психоделическую музыку, длинными настолько, как будто именно в них и запрятана вся суть спектакля, которая в основном действии никак не проявляется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments