Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Униженные и оскорбленные" Ф.Достоевского, ч. 2. "Нелли", РАТИ, реж. С.Землякова ("Твой шанс")

Меня предупреждали, что вторая часть несколько слабее первой. В каком-то смысле - действительно слабее: драматургически не так безупречно выстроена, по ритму неровная, иронии меньше, к тому же если первая часть сюжетно автономна, то вторая хотя и достаточно самостоятельна, все-таки тесно связана с первой (появлением Наташи и княза во втором действии) и не вполне понятна без нее. Но все равно - очень хорошо. Из основных персонажей первой части в том же объеме присутствует только Иван - Макар Запорожский. Но Нелли и ее мама уже появлялись в первой части - во вставном номере с песенкой нищих "Ах, боже мой, что делает привычка" - она становится лейтмотивом второй части, и сама по себе песенка, жестокий романс, потрясающая (не знаю, откуда ее взяли и где нашли), а в контексте спектакля она звучит необыкновенно уместно. В "Нелли" много второстепенных характерных персонажей - студентам есть где развернуться: Бубнова и Федосья Титишна (Ксения Орлова и Яна Гурьянова), забулдыги Архипов, Сизобрюхов и безымянный, но очень эффектный и смешной "житель двора из коробки" (Дмитрий Захаров, Александр Алябьев и Григорий Добрыгин), замечательный доктор, вечно рекомендующий порошки и покой (Андрей Сиротин), уже знакомые по первой части Наташа, ее родители и князь Валковский, превосходно сыгранный полудобряк-полуподлец Маслобоев, типично "достоевский" персонаж (Артем Цуканов) и его жена, трогательная, но тоже непростая Александра Семеновна (Полина Лазарева). Но главное, конечно - Нелли и ее мама. Если их номер в первой части - откровенно комический, то во второй их песня "Ах, боже мой..." звучит проникновенно, пронзительно, в финале ее затягивает и сам рассказчик Иван Петрович. Нелли - незаконная дочь князя, имеющая от умершей матери предписание пойти к отцу и предъявить доказательства его вины, просить его милости, но не делающая этого и умирающая, как и мать, непримиринной, не простившей подлости; ее судьба - в каком-то смысле предупреждение героям первой части. В романе эти линии переплетаются, в спектакле они выделены в два отдельных вечера и на сюжетном уровне их связь не ощущается так сильно, но на уровне подтекста - только усиливается. А Надежда Лумпова, играющая Нелли, парадоксальным сочетанием беззащитности и внутренней силы чем-то похожа на молодую Инну Чурикову.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments