Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Портрет" Н.Гоголя в РАМТе, реж. А.Бородин

Вроде бы никто никогда не договаривается - но то и дело одно и то же название появляется одновременно в двух московских театрах. В данном случае, конечно, имеет значение еще и 200-летие со дня рождения Гоголя, но все равно - "Портрет" никто не трогал, а тут сразу два с перерывом в пару месяцев. Впрочем, очень разных. Спектакль в Театре имени Гоголя двухактный, сделан с претензией на фундаментальное высказывание, населен персонажами десятков других гоголевских сочинений, но при этом в нем из собственно повести "Портрет" вытянут только один мотив, самый простенький и по-интеллигентски вульгарный а именно - необходимость для художника противостоять искушению успехом у масс, так сказать, "медными трубами":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1308441.html?nc=7

Постановка Бородина - камерная, по сути - моноспектакль, хотя на сцене помимо актера Евгения Редько находятся еще и музыканты ансамбля "Эрмитаж" под руководством гобоиста Уткина (так что вместо медных труб тут деревянные), но они заняты своим прямым делом - музицируют, а действие пусть и разворачивается на основной сцене, но разыгрывается для зала, часть которого задрапирована кусками ткани с графическим изображением живописных полотен. Рамы и здесь становятся основным элементом сценографии (художник - Станислав Бенедиктов), но достигают гротескно-гигантских масштабов и при этом представлены углами-обломками, самый крупный из которых катается по площадке на колесиках, а другие висят на тросах, располагаясь в перпендикулярных друг другу плоскостях. Под мольберты стилизованы и пюпитры музыкантов "Эрмитажа". А поставленная на попа кровать превращается в дверь. Таким образом если и не самому хрестоматийному, то все же достаточно известному сюжету режиссер пытается придать дополнительные измерения, и пространственные, и смысловые: плоскости - объем, картинке - звук. Однако "рамтовская" версия "Портрета" глубже и значительнее "гоголевской" лишь постольку, поскольку в ней в более полном объеме использован исходный литературный материал - а проблематика повести отнюдь не сводится к призыву художникам оставаться голодными и независимыми, Гоголя прежде всего волнует та сила, которая заключена в любом произведении искусства и которая может быть направлена как во зло, так и во благо, в зависимости от того, являет ли себя миру через это произведение Бог или Дьявол, а это уже во многом определяется и личностью художника. В отличие от Театра имени Гоголя, в РАМТЕ эти мотивы воспроизводятся, но исключительно в том виде, в каком они даны в повести, без развития, без рефлексии и вне каких-либо контекстов.

О качестве "драматической" составляющей этой литературно-музыкальной композиции затруднительно судить еще и потому, что спектакль прошел явно неудачно, Евгений Редько долго не мог войти в резонанс с текстом, да так и не вошел до конца - оговорка на оговорке. Ансамбль Уткина играет прекрасно - но, опять-таки, необходимость его непосредственного присутствия на сцене представляется сомнительной, ничего принципиального наличие-отсутствие музыкантов не добавляет, моноспектакль остается моноспектаклем, самым обычным, традиционным, где вся ответственность лежит на исполнителе , и, вероятно, когда Редько будет чувствовать себя более уверенно, вполне пристойного уровня - не более и не менее.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments