Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Про мою маму и про меня" Е.Исаевой в Театре.doc

Пьеса Исаевой (лауреат "Действующих лиц"-2003) - с одной стороны достаточно необычная для "новой драмы", во всем, от лексики (полное отсутствие не то что мата, но вообще любой брани) до сюжета (посвященная взаимоотношениям матери и дочери, она вопреки моде на "жесть" представляет эти отношения как практически идиллически дружеские, с полным взаимопониманием сторон - видимо, как говорила героиня Раневской, "это личный момент"), с другой - вполне для той же "новой драмы" обычная, без характерной для более традиционной драматургии сквозной интриги, передающая синтаксис и интонации спонтанной речи, разговор двух женщин начинается вне сцены, они появляются, продолжая общаться между собой, примеряя на себя различные образы, но постоянно возвращаясь к основным своим ролям, и, не обрывая диалога, удаляются - создается впечатление случайно выхваченного из потока фрагмента. - и в этом смысле совершенно естественно смотрится в пространстве "Дока". Режиссер также идет привычным для "дока" путем, усаживая двух актрис за стол с листами бумаги, в которые они, впрочем, если и заглядывают, то не из практической необходимости свериться с текстом роли, а с целью отойти от классического "перевоплощения", тем более, что перевоплощаться им приходится не только в мать и дочь, но и в других персонажей, от учительницы дочери до давнего, еще школьных времен возлюбленного матери. В качестве телефона героини используют утюг - решение простое и занятное. У дочери - литературные задатки, она учится писать "сочинения разных жанров", но кропает также и стишки, отсылая их предмету своих воздыханий из параллельного класса, но без подписи, так что счастливая соперница получает возможность воспользоваться ее творением в личных целях. В более отдаленной перспективе дочь стремится к писательской известности, хотя мать ссылается на Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво", на что дочь резонно замечает: мол, Пастернаку легко было так говорить, когда он уже получил нобелевскую премию (на самом деле стихотворение раньше написано, но в целом пастернаковские мотивы в пьесе присутствуют очень явственно и время от времени звучат открытым текстом). Одновременно дочь пытается устроить жизнь матери, разысивает любовь ее детства, Игорешку - но Игорешка не решается возобновить отношения, а вскоре умирает от рака. То есть разных жанров в этом сочинении Исаевой намешано немало - от романтической драмы (сюжет с разлучницей, пользующейся чужими стихами, чтобы очаровать мальчика - женский вариант Сирано де Бержерака, к примеру) до социальной сатиры, но почти без постмодернистских заморочек, совершенно без "чернухи", без сопливого мелодраматизма - можно сказать, "нормальная пьеса", жанр сам по себе отмирающий. В другом составе дочь играет Елена Морозова - и это, видимо, совсем-совсем другой спектакль (вариант с Морозовой будет 6 февраля). Я смотрел с Полиной Райкиной, которая мне понравилась и в "Я пришел" (хотя в целом это жутко примитивная штука), а здесь работает просто великолепно, как, впрочем, и ее партнерша Диана Рахимова, не переходя грань между театральной эксцентрикой и цирковой клоунадой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments