Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Опер(а)етта" в Музыкальном театре им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, реж. А.Титель

Казалось бы, привязывать опереточный вечер к Новому году - еще куда ни шло, но к юбилею Немировича-Данченко - совсем уж ни к чему. Однако, во-первых, Немирович-Данченко действительно обращался к этому жанру как режиссер, а во-вторых, его эстетические принципы можно при желании воплотить в любом жанре. Титель во вступительном слове как бы немножко оправдывался - мол, сейчас все юбилеи превращаются в тяжкую повинность как для юбиляров, так и для поздравляющих (не иначе намекал на недавний юбилейный вечер МГАСО в БЗК), а хотелось отметить 150-летие со дня рождения отца-основателя легко. Обычно так говорят, оправдывая какую-нибудь ерунду, наскоро слепленный набор номеров - подобных "спектаклей" все больше. А Титель свою постановку скромно называет просто "вечером оперетты", хотя по сути это в большей степени спектакль, чем многие концертно-"капустные" шоу, выдаваемые за таковой. И совсем не в том дело, что "Опер(а)етта" (если писать название правильно, "а" надо зачеркивать - но я не умею пользоваться такими функциями) исполнена на очень достойном музыкальном уровне - и солистами, и оркестром под управлением Вольфа Горелика. Она замечательно, с умом и вкусом придумана постановщиком.

Средиземноморский курорт. Набережная с приморским кафе и пирс, между ними перекинут мостик, ветер колышет мачты стоящих за пирсом яхт - вот-вот начнется международная регата, а пока гламурная курортная публика отдыхает за столиками, время от времени открываются разноцветные зонтики - такая ненавязчивая стилизация под фильмы Жака Деми. В спектакле нет разговорных реприз - только арии, дуэты и ансамбли, в основном на языке оригинала, как и положено на международном европейском курорте, на немецком и, реже, на французском, впрочем, некоторые - свиноторговец Зупан (Вячеслав Войнаровский) и кое-кто еще - переходят на русский. Электронные титры поясняют: Зупан - весьма состоятельный гость из России, но и без всяких объяснения понятно, что русских тут, как на любом дорогом курорте, наверняка много, только некоторые до поры шифруются - кому как не им заменить сегодня опереточных австро-венгерских аристократов? Фаворит парусной регаты - маркиз из "Корневилльских колоколов" Р.Планкетта - единственного из использованных произведений, которого я, к своему стыду, не знаю. В остальном источники самые хрестоматийные, вплоть до "Веселой вдовы", "Сильвы" и "Цыганского барона". Барон, кстати, не ряженый аристократ, а настоящий цыган, торгующий спиртным - и судя по тому, как он выглядит и ведет себя, товар контрабандный. Перикола пьяна уже с утра, точнее, с ночи, которую явно провела весело и не одна, а Мистер Икс на пенсии (он, кстати, тоже русский) по-стариковски выгуливает вдоль пирса собачку и вспоминает о былом.

Помимо всего прочего постановка для музыкального театра на удивление молодежная не только по составу исполнителей, но и по духу, и по антуражу, и по художественному оформлению. Для солистов и особенно для солисток оперной труппы СТАСа это редкий повод пощеголять в коротких юбочках, джинсовых шортиках, топиках и маечках - оказывается, большинству из них это вполне позволительно по фигуре.

Два отделения спектакля не просто связаны общей идеей, но противопоставлены по настроению. Время действия в первом - начинающийся день, во втором - вечер, переходящий в ночь, первое пронизано ожиданием и надеждой, второе - ностальгическими воспоминаниями. Вечером в приморском кафе играет тапер на синтезаторе, забавно дополняя симфонический оркестр театра. По музыкальному наполнению и составу номеров первое и второе отделение тоже разнятся, в первом доминирует легкомысленный Легар, во втором - более драматичный, но вместе с тем и более эксцентричный Кальман.

Титель не забывает, что это представление - всего лишь игра с жанром оперетты, и чтобы зритель тоже не забывал, ему "подсказывает" табло: "В кафе пришла еще одна Сильва. Пусть вас не смущает такое количество Сильв". Для септета из "Веселой вдовы", в русском варианте известной по тексту "Без женщин и свет нам не мил", режиссер придумывает танец с удочками - но сделанный очень тонко и совсем не пошло. В основном же, несмотря на "Шимми" и некоторые другие эпизоды, исполненные в духе буффонады, вечер состоит из лирических монологов и диалогов. Он и открывается арией из "Прекрасной Елены", пронизанной ожиданием чего-то очень важного, но совсем не обязательно благостного (возможно, новой войны?), и завершается не по-опереточному печально. Не тоскливо, совсем нет, но и без бравурного финала со слишком предсказуемым фейерверком. Наоборот, последним сольным выходом становится появление на пирсе цветочницы Виолетты (Хибла Гирзмава), и не с забойной"Карамболиной", а с лирической арией, по ходу которой персонажи-мужчины пытаются демонстрировать свой к ней интерес, но один за другим ретируются. Виолетта допевает арию в одиночестве, занавес закрывается, оркестр взмывает из ямы, исполняя уже звучавшую в начале увертюру к "Фиалке Монмартра" (музыкально таким образом композиция закольцовывается), а когда занавес открывается снова, персонажи спектакля, выстроившись на пирсе и обернувшись на закат, спиной к залу, молча машут руками, провожают удаляющиеся в море корабли. И всем казалось, что радость будет.


К юбилею театра и 150-летию со дня рождения Вл.И. Немировича-Данченко

Спектакль-концерт

ОПЕРАетта

Место действия: один из курортов Средиземноморья (Антиб, Сен-Тропе, Амальфи, Майорка – на ваше усмотрение)
Время действия: начало курортного сезона

Дирижер
народный артист России
Вольф Горелик

Режиссер-постановщик
народный артист России
лауреат Государственной премии СССР
Александр Титель

Художник-постановщик
народный художник России
Владимир Арефьев

Хореограф
Рамуне Ходоркайте

Художник по свету
Ильдар Бедердинов


I отделение

И.Кальман. «Фиалка Монмарта»
Увертюра

Ж.Оффенбах. «Прекрасная Елена»
Ария Елены
лауреат Международных конкурсов Елена Максимова

Р.Планкетт. «Корневильские колокола»
Ария Маркиза
лауреат Международного конкурса Дмитрий Кондратков

Ж.Оффенбах. «Перикола»
Куплеты Периколы
лауреат Международных конкурсов Лариса Андреева

И.Штраус. «Цыганский барон»
Куплеты Зупана
народный артист России Вячеслав Войнаровский

Дуэт Саффи и Баринкая
лауреат Международных конкурсов Анастасия Бакастова
Сергей Балашов

Ария Баринкая
лауреат Международных конкурсов Андрей Батуркин

Ф.Легар. «Джудитта»
Ария Джудитты
Амалия Гогешвили

Ф.Легар. «Страна улыбок»
Ария принца Су-Чонга
лауреат Международного конкурса Михаил Векуа

Ф.Легар. «Веселая вдова»
Песня Ганны
лауреат Международных конкурсов Наталья Мурадымова

Дуэт Валентины и Камилла
лауреат Международного конкурса Наталья Петрожицкая заслуженный артист Республики Бурятия Чингис Аюшеев

Септет
Сергей Балашов, Антон Иванов, Михаил Векуа, Илья Павлов, Чингис Аюшеев, Андрей Батуркин, Олег Полпудин


II отделение

И.Кальман. «Графиня Марица»
Ария Марицы
заслуженная артистка России Ольга Гурякова

Чардаш Тассило
лауреат Международных конкурсов Дмитрий Зуев

Терцет
Амалия Гогешвили, Олег Полпудин, Дмитрий Кондратков

И.Кальман. «Принцесса Цирка»
Ария Мистера Икс
народный артист России Анатолий Лошак

И.Кальман. «Королева чардаша»
Ария Сильвы
лауреат Международных конкурсов Елена Максимова

Дуэт Сильвы и Эдвина
Ирина Ващенко
лауреат Международных конкурсов Дмитрий Зуев

И.Кальман. «Баядера»
Шимми
лауреат Международного конкурса Валерий Зайцева
лауреат Международного конкурса Дмитрий Кондратков

И.Кальман. «Фиалка Монмарта»
Ария Виолетты
заслуженная артистка России, народная артистка Республики Абхазия Хибла Герзмава

Квартет
Хибла Герзмава, Алексей Долгов, Антон Иванов, Дмитрий Кондратков

Музыкант в уличном кафе – Сергей Макеев

Соло в оркестре исполняют:
на скрипке – заслуженная артистка России Наталия Фролкина
на виолончели – Любовь Бурчакова
на арфе – Анастасия Алферова
на челесте – Надежда Демьянова

Помощник музыкального руководителя – заслуженная артистка России Евгения Арефьева

Режиссеры – Ирина Лычагина, заслуженный деятель искусств России Илья Можайский

Дирижер – Мария Максимчук
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments