Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Стиляги" реж. В.Тодоровский

Леониду Ярмольнику Берман и Жандарев с придыханием говорили, что шлягеры 80-х "очень органично" вписываются в фильм, действие которого разворачивается в середине 1950-х. Ну ни фига же не органично! Хотя, конечно, смотря какую задачу ставили перед собой авторы и прежде всего Тодоровский. Если они хотели не привязываться к конкретной эпохе и "передать ее дух", а наоборот, вывести сюжет во вневременную плоскость - а скорее всего так и есть, судя по тому, что в финале толпа стиляг из 50-х, в том числе высланные из Москвы, посаженные за интерес к иностранным пластинкам и просто выброшенные из "системы" - топают по современной Тверской в районе Камергерского, специально для них перекрытой. Другое дело, что меня в принципе раздражают песенки Шахрина и прочая тому подобная позднесоветская интеллигентская шняга - а Шахрин в списке авторов вставных музыкальных номеров явно лидирует. Удивительно, правда, что несмотря на разностилье, и не только в музыкальном наполнении, если не "дух эпохи" (ничего не могу на этот счет сказать от себя), то определенное о ней представление в картине передано. 1955 год. Главного героя зовут Мэлс - Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин. Сталина уже нет, но не было еще и ХХ съезда. Придя к стилягам, для своего прозвища оставляет только первые три буквы, отбрасывая Сталина. Тем не менее Маркс-Энгельс-Ленин по-прежнему неприкосновенны. Это политический контекст, поданный ненавязчиво, но вне которого рассказанная в "Стилягах" история при всех песенках и танцульках лишается какого бы то ни было смысла.

При том, что "Стиляги" - не шедевр и даже не лучший фильм Валерия Тодоровского (хотя и не худший определенно), основные претензии к нему, связанные с тем, что апология нон-конформизма упакована в ультра-конформистскую схему музыкального телепроекта, совершенно несправедливы. Не сказал бы, что меня приводит в восторг, как главный герой выбирает костюм под "Я то, что надо", а его папаша-пролетарий распевает "Человек и кошка" (вот уж что совсем из другой оперы), хотя, например, эпизод комсомольского собрания, где воспламененная сексуальной неудовлетворенностью активистка Катя читает с трибуны рэп, намереваясь пригвоздить к позорному столбу идеологически и романтически неверного товарища, а почтенное собрание поет припев "Скованные одной цепью" - это, по-моему, забавно. Но при этом сама идея стилистического гибрида "Цирка" Григория Александрова с "Стеной" Алана Паркера оказалась как минимум не провальной, а то, что аранжировки отдали в работу Константину Меладзе - не только с музыкальной, но и с концептуальной точки зрения правильным решением: если уж рассказывать историю "для всех и про каждого" - то именно так. И более того - если бы сценарий Короткова разыгрывали всерьез, без того отстранения, которое достигается за счет приемов из "старых песен о главном", вышло бы что-то вроде "Попсы", которую написал тот же Коротков и которая без собственно попсовых песен, составляших предмет обсуждения (осуждения), несмотря даже на Татьяну Васильеву в главной роли и Лолиту во второстепенной обернулась претенциозным и плоским памфлетом. "Стиляги" - что угодно, но не памфлет, ни за стиляг, ни против - спасибо и на том. Плюс актеры - не все, правда.

Самое слабое звено - Акиньшина: пока ее героиня Польза (Полина, Поля - но свои зовут ее Пользой - "проведи вечер с Пользой") остается загадкой, "инопланетянкой" даже среди других стиляг, искусственность Акиньшиной работает на образ, но чем дальше, особенно после того, как уже живя с главным героем фильма, она рожает негритенка от залетного и давно исчезнувшего американца, тем больше в героине проявляется человеческое, эмоциональное, попросту обыденное начало - и тут Акиньшина фальшива в каждой ужимке, особенно на фоне Ирины Розановой, играющей мать Пользы, советскую функционерку сталинской закалки, как оказалось, твердую, но все же не каменную бабу и после всех приступов ярости приютивших дочь с мужем и ребенком. Гармаш слишком обыкновенный, да и персонаж его, всепонимающий отец-работяга, пожалуй, самый слащавый во всем фильме; Янковский неплохой, но блеклый; Леонид Ярмольник в роли старого еврея, всегда готового снова отправиться по этапу и никому не доверяющего (как выяснилось - не без оснований, его сына, студента-медика Боба, безобидного толстяка-очкарика, сыгранного Игорем Войнаровским, посадили-таки, заграбастав при покупке записей Чарли Паркера) играет все-таки карикатуру, а не живого человека - сошла бы и карикатура, если бы не Антон Шагин и Максим Матвеев.

Шагин - актер великолепный (жаль, что как и Бичевину, в кино ему пока с ролями везет куда больше, чем в театре), хотя местами в "Стилягах" он явно перестарался по части внешнего выражения эмоций, но все равно без него фильма бы не было. Без Матвеева, впрочем, тоже, тем более, что Шагин и Матвеев играют друзей-антиподов. Персонажа Шагина зовут Мэлс, он живет в коммуналке с отцом, прогнавшим жену за измену, и младшим братом, до поры до времени остается правоверным комсомольцем и вместе со всем активом ходит отлавливать стиляг, где знакомится с Полиной и ее друзьями, влюбляется в нее и "меняет веру", оказываясь в итоге куда более правоверным стилягой, чем ренегат-приспособленец Фредди, которого играет Матвеев: сын крупного дипломата (сыгранного Олегом Янковским), живущий в роскошной квартире высотки на Кудринской, разъезжающий на шикарном папином авто и пользующийся всеми благами, доступными советской элите, он ради будущей карьеры дипломата и поездке в США отказывается от кока на голове, ярких тряпок и прежних друзей. Он же привезет из первого своего заокеанского вояжа страшную весть: в Америке стиляг нет. Фредди уже понял, что выпендреж, особенно во внешности, в одежде - синдром внутренней несвободы. Мэл посчитал его предателем. Но кто из них - нет, не прав, но более симпатичен в этой ситуации, прозревший конформист или не желающий расставаться с заблуждениями бунтарь - вопрос небезынтересный и, что самое важное, непраздный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments