Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Дело Дантона" С.Пшибышевской, Театр Польский, Вроцлав, реж. Ян Клята (фестиваль NET)

Хотя я и не ориентируюсь на чужое мнение, но все равно интересуюсь у тех, кто уже что-то видел, слышал или читал, если сам только собираюсь, насчет впечатлений. И редко когда слышу совсем уж откровенное: "Не ходи, ерунда", как в случае с "Делом Дантона", уже сыгранным один раз накануне. И еще реже, а точнее, практически никогда, чужим советам не следую - часто жалею об этом, но только не сейчас. Наверное, если бы я этот спектакль не посмотрел, катастрофы не случилось бы - но посмотрел и очень рад. Пускай эстетика Кляты не отличается революционной оригинальностью - это достаточно стандартная европейская режиссура. Но как и в случае с Жолдаком (хотя Клята - куда менее радикален) - это "мой" театр, театр броских метафор, острой театральности, эмоциональный и в то же время идеологический, тотально ироничный и самоироничный, интеллектуальный - но ничуть не занудный. Почти три часа без антракта - а я не скучал ни минуты. Только замерз как суслик - но с этим ничего не поделаешь, не надо было раздеваться в гардеробе. Я первый и последний раз до этого был в ДК Электрозавода семь лет назад, когда площадку арендовала Табакерка для премьеры итальянской комедии Бенедетти, где единственную свою роль у Табакова сыграл ненадолго переехавший в Москву от Додина Петр Семак. И местоположение, и статус ДК, ныне гордо именуемого "Дворец на Яузе", способны отпугнуть кого угодно (хотя, в принципе, я живу неподалеку, туда очень быстро дошел из кино от Семеновской площади, а оттуда удачно сел на самый удобный для меня автобус и меньше чем через полчаса по окончании спектакля был уже дома) - однако свободных мест среди выгороженных для зрителей прямо на сцене рядов почти не было.

Эту пьесу про Дантона экранизировал Вайда, главную роль в его фильме, который шел по ТВ, играл Депардье, но у Вайды это выглядело как серьезная историко-идеологическая драма. У Кляты "Дело Дантона" превратилось в раблезианский фарс, не столько даже подчеркивающий трагизм изображаемых событий, сколько обобщающий опыт вполне определенного отрезка истории вполне определенной страны до некой универсальной системы. На засыпанном какой-то трухой сцене расставлены конструкции из картонных коробок и жестянок в виде гаражей-"ракушек". Символом революции становится дебелая баба-барабанщица в красном платье и фригийском колпаке. Якобинцы орудуют бензопилами, а послание из Англии Дантону везет радиоуправляемый игрушечный танк на батарейках. Деятели Великой Французской революции, в старомодных, несколько шаржированных париках и камзолах, творят свой бедлам в этой помоечной "песочнице", совокупляясь и убивая, они ведут себя как опереточные, если не мультяшные злодеи, прощелыга Дантон, истеричный и инфантильный подкаблучник Демулен, честный и последовательный до маниакальности Робеспьер - именно "честность" делает его злодеем пострашнее продажного жизнелюба Дантона, пытавшегося хоть как-то примирить революцию с человеческой природой. Нелепые, гротескные персонажи позапозапрошлого века на помойке истории. Сказать, что используемая режиссером символика необычайно оригинальна, было бы сильным преувеличением: Клята идет привычным путем буквализации метафор (Сен-Жюст говорит Робеспьеру, что в его косматых волосах расческа тонет - и бросает расческу в ванну, откуда Робеспьер только что вылез, где она и в самом деле тонет) и наивного символизма (торчащие из прорезей в картоне головы восторжествовавших - ненадолго - Робеспьера и Сен-Жюста - вращаются на 360 градусов, а баба в фригийском колпаке попивает томатный сок), актеры постоянно плещутся в воде и валяются в трухе, звучит "Революционный этюд", тяжелый рок и хором на разные лады поется "Марсельеза", но все детали, вплоть до парика в виде парусника на голове жены Дантона, запоминаются и работают в общем контексте.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments