Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А.Рыбникова-П.Грушко в КЗ "Мир", реж. Александр Рыхлов

Колдун и Светикова как исполнители главных ролей в легендарной рок-опере - это, на первый взгляд, почти как "Дом-2" на канале "Культура". На самом деле именно Колдун, как ни удивительно - лучшее, что есть в этом проекте, не считая, конечно, музыки Рыбникова.

К сожалению, ленкомовскую постановку "Звезды и смерти" я не видел даже в записи, так что если и могу с чем-то сравнивать нынешнюю - то разве что с "Юноной" и "Авось", которую, к счастью, не только смотрел в трех разных составах, но еще и присутствовал на захаровских репетициях (конечно, не первых, а сравнительно недавних, когда возникла идея сделать новую видеоверсию спектакля и Захаров отдельно ставил и переснимал каждую сцену - жалко, что по вине продюсеров ничего путного из этой затеи не вышло). В истории "Ленкома" "Звезда и Смерть" и "Юнона" и "Авось" идут рядом, однако даже по исходному материалу они очень разные. И музыка "Звезды и Смерти" слабее, но главным образом "Юнона" и "Авось" выигрывает за счет либретто. "Звезда и Смерть" слабовата по части драматургии и особенно по качеству собственно текста. Ну а кроме всего прочего, "Юнона" и "Авось" настолько опередила свое время (не только идеологически, но и эстетически), что и сегодня воспринимается очень свежо. Тогда как "Звезда и смерть Хоакино Мурьеты" - история про ведомого Звездой и преследуемого Смертью чилийского бедняка, бежавшего в золотоносную калифорнию, нашедшего по дороге свою любовь, Тересу, жизнь которой, а также и жизнь их ребенка, загубили американские рейнджеры, после чего Хоакино вынужден был податься в "благородные разбойники, и его, разумеется, тоже жестоко убили - должна звучать несколько архаично, если не идиотично. Да и персонифицированная в мужском обличье Смерть, поющая рок-баллады, да еще отсылающая косвенно к "Седьмой печати" Бергмана, которая, наверное, тридцать лет назад переворачивала все представления о природе театральной выразительности, сегодня выглядит наивно. Однако сегодня сюжет про американских убийц и героического латиноса снова оказалась востребованной.

Рыбников уже реанимировал на сцене своего киношного "Буратино" - правда, для этого ему пришлось заказать новый текст к песням, поскольку наследники Окуджавы не позволили ему использовать оригинальную версию. Текст в "Звезде и Смерти", как я понимаю, аутентичный (на премьеру приехал автор, Павел Грушко, кстати, давно проживающий в США). Правда, в зале "Мир" такой звук, что половину слов все равно не разобрать, особенно в партии Смерти - ее поет Игорь Сандлер. Светлана Светикова в роли Звезды-Тересы с вокальной партией справляется не блестяще, но довольно сносно, а вот актерски не тянет совсем. Зато Колдун - на своем месте. Поп-звездой он не стал и не станет - рылом, простите, не вышел. Но и по фактуре, и по темпераменту, и по тембру голоса подходит на роль Хоакино Мурьеты отлично. Сценография достойная, хотя и небогатая - в основном состоит из набросанных на сцену мешков, хотя с задымлением и лазерами постановщик перегнул палку - я подобных дешевых "спецэффектов" не люблю. В музыкальной партитуре есть как минимум два "забойных" номера - хор "Прощай", который звучит в эпизоде отплытия чилийцев в Америку и потом еще раз на поклонах, и танец девушек из таверны "Заваруха". Но, опять-таки с музыкой "Юноны" и "Авось" не сравнить. И еще нынешняя "Звезда и смерть Хоакино Мурьеты" получается какой-то куцей - пролетает за час и пятнадцать минут без антракта. По совести говоря, если "Юнону" и "Авось" играть без антракта - пожалуй, выйдет немногим больше, но все равно, при внешне очень достойном уровне постановки ощущение, что подсовывают дешевую подделку под дорогой бренд, не покидает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments