Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Век помрачения" реж. Дени Аркан в "35 мм"

У Аркана в название фильмов выносится некое глобальное обобщение: "Конец американской империи", "Нашествие варваров", теперь вот "Век помрачение" - а на деле темы фильмов всегда кокретные, частные, если не сказать местечковые. Вот и герой "Века помрачения" - лет сорока с чем-то госчиновник, женатый на риэлторше, с двумя дочками-подростками. На работе он по обязанности выслушивает жалобщиков, которым ничем не может помочь, а вне работы страдает от равнодушия дочерей, от того, что жена не интересуется им, от того, что в больнице умирает мать-старуха, и фантазирует о романтических приключениях с прекрасной женщиной, идеал которой для него почему-то воплощает Диана Крюгер. Понятно, что в Канаде давно уже нет никаких проблем - так может, тогда и кино снимать не надо? Хотя дело, конечно, не в Канаде - гениальный Робер Лепаж тоже из Квебека, как и Аркан. Дело, видимо, все-таки в наличии таланта и ума. И если их недостает, а отсутствие требуется скрыть, приходится выдумывать проблемы, чтобы выдать свои произведения за "серьезное искусство". О да, объявление слова "негр" не-словом и исключение его из словаря - это просто катастрофа, об этом не то что фильмы снимать - поэмы писать надо. Посмотришь фильмы Аркана - за голову хватаешься, как они там, бедолаги, живут: пашут с утра до ночи, света белого не видят, права человека на каждом шагу нарушаются, самоубийства поминутно происходят, Квебек ни на шаг не ближе к столь необходимой ему независимости, недвижимость дорожает, так что даже непонятно, почему еще не все канадцы в Россию эмигрировали.

Впрочем, совсем в таланте и в чувстве юмора Аркану отказать нельзя, а что ума не хватает - так уж где-где, а в Канаде-то и при небольшом уме прожить можно. Во всяком случае за сюжет с толкиенистами "Веку помрачения" можно простить даже толстовский призыв бежать из города на природу, к своим корням, как и поступает в финале, после смерти матери, ссоры с женой и увольнения с работы многострадальный канадский госслужащий. По ходу дела герой, которого только что бросила жена, а 15-летнюю дочь он застал за оральным сексом с соседским мальчиком, на сеансе "пятиминутного знакомства" встречает дамочку, которая представляется Беатрис Савойской и говорит, что ей нужен муж-король, потому что одна она править не может. Герой едет с ней на толкиенистские игрища - и вот этот десятиминутный сюжет просто фееричен. Там канадскому госслужащему, который и на лошадь-то не может сесть лицом вперед, приходится сражаться на "рыцарском турнире" и проходить через другие "средневековые" испытания. Все ради Беатрис, которая 60 раз посмотрела "Властелина колец" и уверена, что это лучшее художественное произведение современности. Но когда принцесса в награду за победу позволяет всего лишь чуть-чуть потискать ее грудь, новоиспеченный "рыцарь" делает ноги. Сколь бы уморительны не были эти сцены, в них между делом мелькает одна важная фраза, которую произносит толкиенист-полицейский: "Мечи, сражения - все это не главное. Люди стремятся сюда, потому что им нужны порядок и вера". То, что порядок и веру они могут обрести только на этом нелепом псевдосредневековом маскараде, то, что только здесь могут покричать "долой арабов", потому что за пределами фальшивой крепости подобные слова современному западному человеку могут стоить должности и карьеры - это момент, который мог бы стать для фильма ключевым, если бы режиссер был чуточку умнее и дальновиднее. Хотя это не его личная беда - западный кинематограф давно находится в таком помрачении рассудка, что фильм Аркана в сравнении с лишенными даже тени иронии "прогрессивными" картинами Лоуча или Ханеке смотрится просто как луч света в темном царстве.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments