Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Однажды в провинции" реж. Катя Шагалова (фестиваль "Московская премьера")

Звездочка сериала "Братва" Настя приезжает в заштатный город к сестре Вере и ее мужу Коле, военному в отставке. Когда-то она донесла отцу-генералу о романе сестры с солдатом-"мусорщиком", и в результате Коля загремел в "горячую точку", откуда еле выбрался с последствиями тяжелого контузия. Теперь Коля много пьет, бьет жену, которую разлюбил, и трахает милиционершу Лену, а ее зять-кореец влюблен в Веру, сестра-актриса тем временем влюбляется в бывшего сослуживца Коли, полукубинца Мишу по прозвищу Че, и тот на ней женится через несколько дней после знакомства. Все изменяют друг другу со всеми, но праздники справляют вместе, отражают нападение скинхедов и, в общем-то, живут дружно. Заканчивается все это тем, что когда Коля в очередной раз избивает жену, сестра пыряет ее ножом, любящая супруга подставляет сестру, чтобы выгородить мужа, а новоиспеченный супруг незадачливой актрисы отбивает ее у ментов и на похищенной милицейской машине они опрокидываются с моста.

В русской версии механика "Трамвая "Желание" неизбежно дала бы сбой, а "однажды" по-русски означает "всегда", и потому отсыл к "Почтальон звонит дважды" в этом случае тоже не работает. Даже если Шагалова осознанно заимствовала завязку у Уильямса, а развязку у Кейна - что не факт - в целом сценарий, который она написала для себя сама - укладывается полностью в российскую, а точнее, в советскую традицию. И хотя сравнивать манеру дочери и папы методологически некорректно, сопоставление напрашивается в силу того, что у Шагаловой, как и у Миндадзе, вся конструкция - от общей сюжетной канвы до частных диалогов - очень искусственная. Но у Миндадзе над сюжетом и характерами всегда, по крайней мере начиная с "Плюмбума" и далее, довлеет некая общая, умозрительная абстрактно-философская конструкция, которая в значительной мере оправдывает эту искусственность, придает ей оттенок фантасмагоричности, инфернальности. Не знаю, считает ли сама Шагалова свое произведение реалистическим, но, во всяком случае, никакой другой философии, кроме той, что уже была реализована через кинообразы в михалковской "Родне", с поправкой на "Маленькую Веру" Пичула, в ее фильме нет. Однако в фильмах Михалкова и Пичула действовали люди, а не говорящие манекены, они общались на более-менее человеческом наречии и поступки их были естественными. Когда Че рассказывает своей новоиспеченной невесте, что та напоминает ему его маму-учительницу, которую обзывали шлюхой за то, что прижила сына от иностранца, а он не мог ее защитить, и говорит Насте: "Теперь я защищу тебя, мама" - хоть на части меня разрежьте, а я, что называется, "не верю". Но и дополнительных смыслов, оправдавших бы этот ход как условность, я в фильме не нахожу. И таких моментов в "Однажды в провинции" - один на одном.

Вся жизнь героев "Однажды в провинции" проходит под две песни - "Белые розы" Юры Шатунова и "Я свободен" Валерия Кипелова. Первая - знак праздничной эйфории и стимул для трудового энтузиазма (под нее обитатели города идут на работу по утрам), вторая - символический выход нереализованных душевных потребностей. Еще есть симфонический саундтрек Шелыгина, красивый, эффектный, как будто для другого фильма созданный - он раздражает больше, чем Шатунов и "Я свободен" вместе взятые, поскольку те хотя бы выполняют какую-то функцию в реализации общего замысла. Помимо музыкального лейтмотива, имеется и вербальный. В красногорском госпитале, где героев фильма после горячих точек возвращали к действительности, им сказали: "Страшный сон кончился, началась новая жизнь". Они поверили и запомнили, повторяют это заклинание, как попугаи, хотя в России никакая "новая жизнь" начаться не может, как не может закончиться "страшный сон": в России "однажды" - это навсегда. А у Коли на шапочке написано "Richmond". Но надпись идет по всей передней полуокружности, поэтому анфас видно только "chmo".

Самым "искусственным" из всего, что предлагается Шагаловой, кажется сопоставление и частичное противопоставление "русского" образа жизни, который полагается как исконный для России, и "иного" - в фильме он показан через гастарбайтеров, которых в придуманномШагаловой городке на любой вкус: негры, азиаты, мусульмане. Среди центральный персонажей - кореец Ким, влюбленный в замужнюю сестру героини, и полукубинец Миша-Че, пожалуй, самый "человекообразный" из героев, потому, видимо, и обреченный. Здесь, надо признать, нет противопоставления оценочного: мусульманин Ясир, который рано ложится, не пьет водку и не изменяет жене, как будто бы не лучше контуженного Коли, который бил жену, трахал милиционершу, а сестра жены его ножом пырнула. Они просто другие, разные. Зато, мол, у русских душа широкая - они вон мусульманской паре машину подарили, из железок собранную. Ну это все уже такая пошлая интеллигентская шняга, что просто противно становится.

Единственное, что в такой ситуации вытягивает фильм - актерский талант. И если Юлия Пересильд в своей главной роли не может вытянуть ничего и никуда, а Эльвира Болгова (кстати, только что сыгравшая в театральной антрепризе "Почтальон всегда звонит дважды") смотрится довольно бледно, то Любовь Толкалина, которой привычнее рольки пустые и гламурные, наоборот, в образе милиционерши Лены, у которой внебрачная дочь-шлюшка, внук неизвестно от какого отца ею прижитый, да еще и любовник, женатый и контуженный алкоголик, проявляет себя как никогда. Но держится картина на мужских ролях. О Леониде Бичевине можно говорить сколько угодно - но лучше подождать, пока выйдет балабановский "Морфий". Я только поражаюсь тому, что у Бичевина в каждом фильме - разное лицо: в "Грузе 200" - одно, в "Закрытых пространствах" - другое. Тут еще на днях по телевизору показывали "Учителя в законе", где он вроде бы тоже играл - но я, к сожалению, пропустил. А в "Однажды в провинции" Бичевин играет латиноса-полукровку - и у него черты лица соответствующие. Завитые волосы тоже, конечно, помогают, но само лицо - не такое, как в остальных ролях. И это еще не мастерство - он ведь молодой совсем артист, пару лет назад училище закончил. Это от Бога талант. Мне трудно было представить его в роли булгаковского героя - а теперь, пожалуй, могу, и "Морфия" хотелось бы дождаться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments