Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пиковая дама" П.Чайковского в Театре им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, реж.Лев Михайлов

В 1976 году постановка Михайлова, "посмевшего" перенести время действия "Пиковой дамы" чуть ближе к современности, привнести в пушкинский сюжет немного "достоевщины", наделала много шума. Восстановленная в 2007-м (режиссер - Николай Кузнецов), по нынешним меркам она производит впечатление кондового академизма. Слишком статичная, слишком камерная (все-таки волей-неволей привыкаешь, что в новомодных оперных блокбастерах на сцене народу столько, что не протолкнуться - а тут даже балета карликов нету), неброская по оформлению (рисованные декорации - совсем не то что гигантские многоэтажные конструкции из стекла и металла). Про сегодняшнее музыкальное качестве говорить излишне - оно ниже среднего, при том что оркестр у Вольфа Горелика звучит хорошо (конечно, если не обращать внимания на вечно киксующую медь и на то, что солисты оркестрового звучания напрочь не слышат), Михаилу Урусову партия Германна точно подходит и по тембру, и по темпераменту (силы голоса, правда, не всегда хватает).

Но есть в решении Льва Михайлова момент принципиально важный. Он касается пасторального эпизода из второго акта, с которым режиссеры обычно не знают, что делать - то ли полностью купировать, то ли превращать в пародию. У Михайлова он тоже получился отчасти пародийным - исполнительница, поющая за Миловзора, нарочито толста и когда пастушок поет, что "исхудал" от несчастной любви - получается смешно. Но главное - в "пасторали" участвуют сами персонажи оперы: Лиза в роли Прилепы, Полина в роли Миловзора, Томский и прочие. Помимо хода "театр в театре" это решение дает еще и концептуально важный эффект: оно превращает необязательный дивертисмент в композиционный центр спектакля, в котором, как в кривом зеркале, в гротескном виде сходятся и отражаются все основные сюжетные мотивы оперы: дуэт Прилепы и Миловзора превращается в травестированный вариант дуэта Лизы и Полины, нелепая псевдоантичная мелодрама проецируется на драматичный любовный треугольник Лиза-Германн-Елецкий и т.д.

Другое концептуальное решение касается образа графини. Сам по себе он достаточно прямолинеен ("старая ведьма" - как говорит Германн; при том что Графиню можно сыграть и спеть куда более сложно, у Елены Образцовой в Большом, к примеру, она вполне кокетливая старушонка), но при выборе трактовки "посмертного" существования Графини на сцене - мистической, как если бы действительно призрак явился Германну, чтобы отомстить за свою смерть; либо психоаналитической, то есть Германн, которого и без того все поголовно считали безумным, окончательно помешался и у него галлюцинации - режиссер явно склоняется ко второй, с чем в спектакле связано два броских момента: один в первой картине третьего акта, где Германн наблюдает проходящий через комнату призрак Графини, а потом оказывается, что она у него за спиной (задействованы две артистки, первая из "графинь" - дублерша из миманса, вторая - солистка), другой в финале, когда графиня в ночной сорочке является Германну уже и в игорном доме, непосредственно перед его самоубийством.

Про дирижерскую концепцию Михаила Плетнева в спектакле, который Валерий Фокин поставил год назад в Большом, справедливо писали, что Плетнев максимально замедляет темпы. Но у Горелика темпы еще медленнее. Иногда совсем уж чересчур, хотя в любом случае это лучше, чем общепринятая у большинства оперных дирижеров "гонка с препятствиями". Другое дело, что специфика постановки Михайлова как раз в том, чтобы придать действию динамики (это опять-таки связано с переносом действия во времена чуть более поздние по сравнению с первоисточником), отсюда пластические связки между эпизодами, плавное перетекание одной сцены в другую - таким образом дирижерская трактовка входит в противоречие с режиссерской, и статисты, когда им пора уходить за кулисы, в результате без дела подолгу топчутся на сцене, не просто замедляя развитие, но и провоцируя насмешки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments