Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Премьера" реж. Джон Кассаветис (30-й ММКФ)

Как бы я не относился к творчеству Кассаветиса в целом, а этот фильм пропустить не мог: он о театре, об актерах, хотя с "Зеленой комнатой" Пристли или чем-то в этом роде общего имеет мало, а с комедиями Фрейа или Марсана - и того меньше. Внешнее сходство, впрочем, налицо: жизнь за кулисами, путаница между реальностью повседневной и сценической, забавные эпизоды, "блеск и нищета" театральных звезд, несоответствие театрального "фасада", то есть того, что видят зрители, тому, что происходит в жизни и душе артистов на самом деле. Но фильм все-таки не об этом. Звезда сцены Мертл (играет ее, естественно, Джина Роулендс - жена и постоянная актриса Кассаветиса) переживает гибель своей юной поклонницы, охотницы за автографами, до такой степени, что накануне премьеры начинает видеть ее призрак. Точнее, она считает погибшую порождением своей фантазии, хотя и вполне реальным - ее водят к спиритуалистам и пытаются "одолеть" злой дух. Важно, что явление "призрака" связано с работой над пьесой "Вторая женщина". Ее автор - популярная писательница 65 лет от роду. Пьеса о женском старении, завязка сюжета в том, что бывшая жена приходит к мужу, у которого давно другая семья и куча детей. Мертл считает, что 65-летняя писательница написала пьесу про себя, но сама она, Мертл, еще не настолько стара, чтобы играть ее про себя - и она играет ее таким образом, чтобы зритель не ассоциировал ее с героиней. То есть поначалу превращает действие в подобие стендап-комеди, а потом, когда внутренний конфликт развивается, и вовсе чуть не срывает нью-йоркскую премьеру: заявляется в театр с опозданием, совершенно пьяная, но, слегка придя в чувство, выходит на сцену (то есть ее туда буквально выносят, потому что на ногах она не держится) и играет так, что успех постановки превосходит все ожидания.

В роли партнера по сцене (актера в роли бывшего мужа) - сам Кассаветис, в роли режиссера - Бен Газара, в толпе гостей на пост-премьерном банкете - Питер Фальк. Обычная команда, обычная для Кассаветиса асимметричная композиция. Последний час фильма (из двух с половиной общего хронометража) - как раз комические сценки про то, как невменяемую звезду пытаются выпихнуть на подмостки таким образом, чтобы зритель ничего не заподозрил. Это самый веселый кусок картины, но наименее интересный в плане содержания. Точнее, к основному содержанию фильма он вообще не имеет отношения. Для эстетики Кассаветиса это норма. Собственно, меня как раз и отталкивает от его творчества эта принципиальная (абсолютно осознанная творчески) "необязательность", "спонтанность" действия, диалогов и т.д., вплоть до построения кадра: эпизоды спектакля засняты как бы из зала с тенями затылков в пол-экрана, как если бы зритель в кинозале смотрел постановку поверх чьих-то голов. Это продуманный прием, симулирующий "эффект присутствия". Думаю, как раз за такие вещи Кассаветиса и обожают его поклонники. Впрочем, "Премьеру" все же можно смотреть как аналог "Шума за сценой" - без заморочек с погружением в раздвоенное сознание героини и ее образа из "Второй женщины" (хотя аналогии с "Персоной" Бергмана, пожалуй, тут были бы все-таки уместнее). Однако это тоже интересно тем, для кого театр - мир закрытый. А я, к примеру, могу точно так же как героиня Роулендз сказать, что видел и пьяных звезд на сцене, и наркоманов в зале, и пожар во время спектакля (очень мило, что она говорит именно про пожар) - так что особого впечатления такие вещи на меня не производят.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments