Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Больше Бена" реж. Сьюзи Хэйлвуд (30-й ММКФ)

С одним из авторов (и, соответственно, прототипов) книги, Сергеем Сакиным, мне в свое время довелось достаточно много общаться по случаю его участия в самом первом цикле "Последнего героя", где он фигурировал как Сергей-писатель (потому что был еще Сергей Одинцов из Курска). Однажды говорил по телефону и с его соавтором Павлом Тетерским - но тот был как будто на что-то обижен и разговаривал неохотно, а Сакин, который тогда как раз женился, производил впечатление человека вполне адекватного - правда, это было больше шести лет назад, с тех пор я его не видел, не слышал и, признаться, не было случая о нем вспомнить до этого фильма, хотя в мобильнике до сих пор забит его билайновский номер - наверняка с тех пор пятнадцать раз поменявшийся. Книжку я так и не прочитал, к сожалению. Зато Фильм посмотрел прям-таки на гала-премьере. По эстетике он скорее британский, чем русский (собственно, он официально и есть британский, имея в виду производство) - хотя сделан сплошь на штампах, если говорить о форме подачи: клиповые монтаж, мультяшные вставки, закадровый комментарий повествователя - все как положено, чтобы содержание стало максимально доступным для целевой аудитории. По идеологии картина более сложная, точнее, неравномерная: где-то час фильм без оглядки на моральные, педагогические, политические и прочие условности рассказывает историю двух молодых русских отморозков в Лондоне, рассказывает их языком и с их точки зрения, весьма увлекательно и с хорошим юмором. Потом начинаются "оргвыводы" и тут выясняется, что родина - это все-таки "кул", а наркотики - не "кул". Но иначе, пожалуй, кино просто не выпустили бы в прокат, в российский уж точно - а так выпустят, пусть и не очень широко, зато уже скоро. Про "оргвыводы" говорить нечего, актерские работы тоже нет смысла обсуждать (Андрей Чадов хоть и не так растиражировал себя, как брат Алексей, но здесь работает на штампах, его британский партнер Бен Барнс, незадавшийся Принц Каспиан, и актеры второго плана интереснее, но и только-то) а вот "основная часть" впечатления оставляет любопытные и непростые.

С одной стороны, "Больше Бена" - это взгляд русских на Лондон, на Британию, вообще на западную цивилизацию. Взгляд абсолютно типичный: агрессивно-иждевенческий. Т.е. герои одновременно и презирают страну, в которую приехали, и беззастеничиво, преступно пользуются ее возможностями, понимаемыми ими как слабость и уязвимость перед ними, завоевателями (в фильме много "полезных советов" по поводу облапошивания банков, телефонных компаний, супермаркетов и пр.). С другой, этот взгляд все-таки отражен в зеркале тех представлений о жизни и порядке, к которым герои относятся свысока, почитая традиционные английские добродетели за лоховские. Картинка получается двусоставная на всех уровнях, но прежде всего это проявляется в специфике закадрового комментария. "Русские куда бы не приехали - все засрут" - сказано в фильме. Сказано самими героями - русскими. И сказано, как мне представляется, не без некоторой извращенной гордости: знай, мол, наших - вы тут сидели, дураки дураками, и думали, что все у вас будет хорошо, а мы к вам приехали, хоть вы нас не ждали и не звали, и в один момент все засрали - получите! (Срут, кстати, в фильме и в буквальном смысле тоже - герои живут в хибарке при пустующем доме, где туалета нет, поэтому гадят они на бумажные тарелки, которые вместе с "содержимым" просто выбрасывают в окошко). Однако по факту выходит справедливо и, надо отдать должное, жестко. Ведь действительно - русские везде (ладно в Лондоне, гораздо хуже, когда в Украине или в прибалтийских странах, где они находятся как бы на "законных" основаниях) хотят жить, пользуясь благами цивилизации, но при этом - как в России. То есть вместо того, чтобы принимать чужие законы там, куда приехали, они навязывают местным свои. В "Больше Бена", хотели того авторы или нет, эта мысль - самая основная, подробности про обналичку фальшивых банковских чеков и вред наркотиков - тема побочная. Что характерно - попытка обустроить чужой "монастырь" по-своему "уставу" русским на каком-то локальном уровне удается - в этом главный пафос фильма, который может восприниматься со знаком плюс, а может и с противоположным. И если на уровне более глобальном русские еще не превратили Британию в Россию - то лишь потому, что пакистанцы, "понаехавшие" чуть раньше, уже успели превратить ее в Пакистан. Вряд ли это намного лучше, но раз англичане сами этого до сих пор не поняли - так им, дуракам, и надо, мои личные симпатии - целиком на стороне героев фильма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments