Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Пробуждение от сна" реж. Фредди Мас Франкеза (30-й ММКФ)

Совершенно не отслеживаю в этом году фестивальный конкурс, видел всего две картины - "Сад" Овчарова и эту вот. В принципе, "Пробуждение" от сна, в отличие от самого режиссера с его пафосными заявлениями о необходимости "революции в кино" (себя он видит, естественно, главным революционером, носителем новых художественных идей) и практически ритуальным для всех гостей ММКФ почитанием Тарковского (других они там просто не знают даже понаслышке), отвращения не вызывает. Вызывает он удивление в контексте все тех же высказываний режиссера, потому что более традиционного во всех отношениях фильма нарочно нельзя было бы снять, даже если постараться. Ему бы чуть темпа прибавить - и вообще бы на фестиваль не взяли, посчитали бульварная мелодрама. А так вроде бы еще какое-никакое "фестивальное кино", сойдет для сельской местности.

Герою фильма Марселю в начале - неполных семь лет. Мать уезжает в Берлин с любовником-рокером, а сына оставляет деду, владеющему небольшим магазинчиком, и в последующие годы так и не объявляется. Дедушка Паскаль внука любит, а чтобы тот не держал зла на мать, объясняет ему: даже если любимого человека нет рядом, все равно его надо любить, хотя бы на расстоянии. Паскаль знает, о чем говорит - он продолжает любить свою жену Росарию, хотя та давно умерла. Идут годы. Марсель вырастает из милого мальчика в симпатичного парня (пафосный "революционер"-режиссер, видимо, знает толк в парнях), у него есть невеста Беа и планы открыть собственный семейный отель. Но для этого надо продать дедов магазин. Магазин ветхий и старый, за него могут дать приличные деньги, только если вместе с ним продать и дом. До дедушка совсем одряхлел и у него Альцгеймер. Марсель не может поступить с дедом, как когда-то поступила с ним самим мать - он до конца находится при нем, даже когда это совершенно невыносимо - все-таки больной старик требует слишком много внимания. Тем не менее Марсель жертвует своей женитьбой и бизнесом, а старика, который в моменты просветления и сам согласен на дом престарелых, не бросает. Паскаль неизбежно умирает, и тогда Марсель находит в его шкатулке старое письмо от матери из Берлина. Он отправляется ее искать, по адресу не находит, но встречает в джаз-клубе, где она работает за барной стойкой. Мать не узнает взрослого сына, и видя внимание с его стороны, истолковывает интерес Марселя неправильно: приводит его домой, начинает раздеваться, тащит в постель. Наутро Марсель, проспав в слезах на маминой груди, уходит от нее, ни в чем не признавшись.

Как человеческая история это все очень трогательно, если не считать, что слишком уж настойчиво режиссер выжимает из зрителя слезу - поневоле возникает некоторое сопротивление такому насилию, при том что сюжет того вроде бы стоит. Но раз уж кино "фестивальное", оно должно в себе нести если не философскую концепцию, то хотя бы некую обобщающую мысль. Например, что родных людей бросать нельзя ни при каких обстоятельствах - банально, но верно. Или, что было бы менее банально, наоборот: если цепляться за привычные связи - потеряешь все, старики все равно умрут, а собственная жизнь пройдет мимо (как, между прочим, и происходит с Марселем, который потерял и деда, и мать, и любимую девушку, и перспективы в жизни). А интереснее всего было бы повернуть дело таким образом, что любимый человек всегда рядом в твоих мыслях, даже если он далеко, даже если его уже нет в живых. Но картина не выходит ни на какие обобщения вовсе. Зато возможны кое-какие ассоциации.

Прямой связи с Тарковским, имя которого Франкеза трепал в своих выступлениях, я тут не вижу, а вот косвенную с Бергманом вполне улавливаю, "Пробуждение от сна" настойчиво перекликается с "Осенней сонатой" - заодно и Лив Ульман председательствует в жюри. Героиня Ульман там, правда, ухаживала не за дедом, а за больной сестрой, которую на ее руки спихнула мать, посвятившая себя творчеству и, заодно, красивой жизни. Но в "Осенней сонате" симпатии режиссера в конфликте персонажей Лив Ульман и Ингрид Бергман целиком на стороне первой: в контексте языческих воззрений Бергмана кровное родство имеет безусловный приоритет перед любыми другими видами человеческих связей и тем более сторонних интересов, так что предательство по отношению к родственнику - детям, родителям, братьям-сестрам (мужья и жены в этот "первый круг" у Бергмана не входят, поэтому там у него все намного сложнее и интереснее) - для Бергмана самый страшный грех. Но "Пробуждение от сна" такого максималистского посыла в себе не несет, и, кажется, вообще ничего не несет в себе. А просто рассопливить трогательной историей про брошенного мальчика, нехорошую маму и доброго дедушку - дело нехитрое и для фестиваля не самое благодарное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments